Автоматизированная система приема депозитов

Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. № 7-8 (июль-август) за 2003

В.М. Ионов, Currency Research Ltd., Великобритания, старший эксперт

Разработка и внедрение новых банковских услуг и технологий ? ответственный процесс. Как правило, он требует значительного времени и материальных затрат, а выигрыш не всегда очевиден. Автоматизированная система приема наличности Автобанка АВТОСЕЙФ является одной из наиболее современных технологий, уникальной для российских банков. На Западе системы такого рода называют «ночными сейфами». Не только ночной сейф Необходимо отметить, что это не единственная передовая технология работы с наличностью, реализованная банком на практике. Автобанк одним из первых внедрил в январе 1997 года (и уже накопил солидный опыт эксплуатации) программно-технический комплекс Касса пересчета, который представляет собой автоматизированную систему пересчета и учета движения наличных денег, объединяющую счетно-денежные машины, терминалы и компьютеры в единую сеть.

Этот программно-технический комплекс (ПТК) предназначен для автоматизации работы как небольших касс пересчета (4-8 кассиров), так и кассовых центров, имеющих в своем составе несколько бригад. Основной идеей, заложенной в ПТК «Касса пересчета», является интенсификация обработки наличности, которая достигается за счет:

  • применения наиболее производительного оборудования для пересчета наличности;

    ? передачи учетных операций от кассиров системе (причем в данном случае система не является доминирующей ? всегда возможны ручной ввод и корректировка данных на каждом из рабочих мест);

  • обеспечения подготовки полного (согласно требованиям ЦБ РФ или заказчика) набора справок и отчетов, который может быть выдан в любой момент времени по запросу бригадира кассы пересчета или контролера;
  • ускорения сведения кассы как на рабочем месте кассира-счетчика, так и на рабочем месте бригадира-контролера (по бригаде в целом);
  • упрощения процедуры подбора остатков в кассе как вручную ? при передаче остатков от кассира кассиру, так и автоматически ? с использованием встроенного оптимизационного алгоритма подбора остатков;
  • ускорения операций по закладке подкрепления (вручную ? при передаче остатков от кассира кассиру или автоматически ? используя встроенный оптимизационный алгоритм).

    Таким образом, автоматизация процесса пересчета наличности с экономией 20-30% времени обеспечивается за счет передачи большинства учетных функций кассовых работников системе, использующей ряд алгоритмов, которые позволяют принимать оперативные решения по управлению оборотом и распределением наличности в банке.

    Другой инновацией является компьютерная система Домашний банк, реализующая управление своим счетом в банке с домашнего или рабочего компьютера. Эта система разрабатывалась более двух лет и была внедрена в мае 1998 года. Она позволяет клиенту банка открывать и закрывать вклады, пополнять карточные счета и контролировать движение средств на счете, переводить деньги за границу, проводить коммунальные платежи. С помощью Домашнего банка можно:

    ? осуществлять быстрый доступ к любому из своих счетов;

    ? переводить денежные средства с одного счета на другой (например, с текущего ? на карточный, с текущего или карточного ? на депозитный), экономя свое время и избегая потерь при обналичивании денег.

    С точки зрения аппаратной части, находящейся у клиента, система очень компактна. В нее входят:

  • таблетка-чип, засекречивающая информацию и открывающая доступ в подсистему клиента в компьютерной сети банка;
  • приемное устройство для чипа, присоединяющееся к порту компьютера;
  • дискета с программой.

    Информация, которой обмениваются клиент и банк, шифруется с помощью двух ключей:

    ? чипом с 20-значной буквенно-цифровой кодировкой;

    ? пятизначным паролем, который клиент набирает для получения доступа в свою подсистему.

    Эти и другие технологии, разработанные, внедренные и успешно применяемые в Автобанке, несмотря на перипетии и кризисы российской банковской системы последних лет ХХ столетия, позволяют существенно повысить качество и объем услуг, предоставляемых клиентам банка. Однако вернемся к ночному сейфу. Ночной сейф Эта система была разработана специалистами Автобанка совместно со швейцарской фирмой Мюллер Сейф АГ и внедрена в январе 1998 года. Она предназначена для непрерывного круглосуточного обслуживания клиентов банка по приему от них различного рода ценностей без непосредственного участия персонала. В частности, ее используют для приема небольших сумм наличных денег у юридических лиц. А это, как известно, одна из самых трудоемких и дорогих операций в банках.

    Автоматизация звука \




    Система расположена в специальной защищенной кабине с приемным устройством, передаточным устройством и сейфом со стороны кассы. Приемное устройство АВТОСЕЙФА со стороны клиента (рисунок) похоже на мощный банкомат с той разницей, что у нас в России деньги в банкоматах снимают, причем не всегда круглосуточно, а в АВТОСЕЙФ их сдают в любое время суток.
  • Рисунок. Внешний вид приемного устройства «АВТОСЕЙФ»

    Эта автоматизированная технология рассчитана на представителей малого и среднего бизнеса (владельцев небольших торговых предприятий, аптек и т.д.), ежедневно сдающих выручку. В отличие от обычной инкассации стоимость услуги составляет 0,15% от сданной суммы, что в среднем в 2 раза дешевле. Кроме того, 92]предпринимательможет сдавать выручку по гибкому графику и в удобное для себя время.

    Деньги заранее укладываются в специальный пакет. С помощью пластиковой карточки и PIN-кода клиент имеет возможность доступа в кабину АВТОСЕЙФА на охраняемой территории, открывает его, закладывает пакет в приемное устройство системы и получает чек. Вся остальная работа выполняется банком с гарантией быстрого зачисления средств на расчетный счет клиента и полного контроля над их прохождением.

    Ночные сейфы широко используются во всем мире как банковская услуга и одно из непременных средств привлечения клиентов, однако в России такие технологии почти не распространены, и только в последнее время на них обратили внимание некоторые поставщики оборудования и технологий. Предлагаемый Автобанком вариант ночного сейфа как проект, реализованный на базе западных технологий при непосредственном участии российских специалистов, учитывает специфику работы в России, что подтверждает пятилетний опыт успешного использования банком такого устройства в России.

    Автоматизированная система АВТОСЕЙФ позволяет разгрузить банковский персонал для выполнения других операций в зале обслуживания юридических лиц и в вечерних кассах. В отделениях банка она практически незаменима, поскольку ночной сейф в любое время суток и по праздникам готов к работе с клиентами, даже когда отделение закрыто. Обслуживание клиентов происходит примерно так же, как при использовании инкассаторских сумок, только в роли инкассаторов выступают сами клиенты и так часто, как им удобно. Деньги и поручение стандартной формы заранее упаковываются клиентом в специальные пластиковые пакеты, сбрасываются клиентом (или его курьером) в приемное устройство, после чего клиент получает распечатанную устройством квитанцию о вложении. Изъятие пакетов с деньгами из сейфа банковским персоналом, пересчет денег и зачисление их на расчетный счет клиента в соответствии с поручением, вложенным им в пакет, производятся в удобное для банка время по регламенту и с периодичностью, принятой в банке. Возможные споры между клиентами и банком (а они случаются при приеме-выдаче наличных денег при использовании практически любой банковской технологии) разрешаются стандартным образом, а способы их разрешения оговариваются при заключении с клиентами договоров на обслуживание.

    99]Предприниматели, у которых выручка накапливается круглосуточно или равномерно в течение рабочего дня (небольшие магазины, предприятия по предоставлению различного рода услуг населению и т.п.), обнаружили целый ряд преимуществ в технологии сдачи наличных денег с использованием ночного сейфа. Используя такие современные, удобные для себя, дешевые и безопасные банковские технологии, они могут повышать свою конкурентоспособность. Как следствие, их обороты возрастают, что хорошо не только для клиентов, но и для банка. В свою очередь банк существенно экономит свои ресурсы при выполнении такого рода мелких операций и поэтому, не в ущерб себе, может снижать тарифы на обслуживание, что также будет привлекать новых клиентов.

    Основными достоинствами автоматизированной системы АВТОСЕЙФ являются:

  • высокий уровень безопасности при обслуживании клиентов, который обеспечивается всесторонне продуманной системой аппаратной защиты ценностей клиентов от несанкционированного доступа к этим ценностям;
  • комфортные условия для клиентов в процессе сдачи ценностей (простота в управлении, конфиденциальность и скорость в обслуживании) ? что нравится клиентам;
  • удобство и простота технологического обслуживания системы, автоматическое ведение базы данных о вложениях клиентов, широкие возможности по обработке необходимой информации о клиентах ? что нравится персоналу банка;
  • надежность в эксплуатации;
  • максимально возможное для данного типа устройств соблюдение нормативов Банка России по приему ценностей от клиентов.

    Итак, внедрение самых разнообразных автоматизированных систем позволяет не только успешно обслуживать имеющихся, но и привлекать новых клиентов в банк благодаря быстроте, удобству и высокому качеству обслуживания. В свою очередь банк получает возможность работы с самой разнообразной оперативной информацией, позволяющей осуществлять не только учет, но и прогнозирование, уменьшается нагрузка на сотрудников, осуществляющих обработку наличности.

  • Наиболее подходящая Вам статья…

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: