Специализация – эффективная стратегия в условиях кризиса

Согласно точки зрения многих аналитиков, кризис на рынке кредитования преодолел либо вот-вот преодолеет «дно», исходя из этого самое время подводить промежуточные итоги.

Команда Frank Research Group постарались проанализировать, какая модель банковского бизнеса разрешила игрокам пережить кризисный 2009 год с самый действенно: корпоративная, розничная либо модель универсального банка.

Мы проанализировали эти банковской отчетности по РСБУ за 2009 год более чем 800 банков. На базе взятых данных мы вычислили структуру кредитного портфеля (соотношение корпоративных и розничных кредитов) и прибыль до налогообложения.

Мы понимаем, что эти показатели по русским стандартам отчетности имеют последовательность недочётов и для более правильного результата нужно включать в анализ эти по западным стандартам.

Но целью этого изучения было выдвижение первичных высокоуровневых догадок, исходя из этого мы сознательно пошли на кое-какие сглаживания и упрощения подробностей. Помимо этого, мы исключили из анализа большие государственные банки (Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Газпромбанк, Россельхозбанк), потому, что их бизнес модели и рыночное-положение существенно отличаются от частных коммерческих банков, благодаря сильной национальной помощи первых.

Мы разбили банки на три сегмента, в зависимости от структуры кредитного портфеля не учитывая кредитов некоммерческим организациям и финансовым институтам:

— «Корпоративные эксперты»: банки, кредитные сумки которых состоят в основном из кредитов юридическим лицам (65-100%);

— «Универсальные банки»: банки, сумки которых складываются из кредитов юридическим и физическим лицам в примерно паритетной пропорции – 35-65%;

— «Розничные эксперты»: банки, кредитные сумки которых состоят в основном из кредитов физическим лицам (65-100%).

В корпоративный сегмент попало две трети исследуемых банков (72%), в универсальный сегмент – 18%, а в розничный – лишь 10% (см. рис. 1).

Такое распределение полностью соответствует рыночной пропорции корпоративного и розничного портфеля (см. рис. 2).

Анекдот-Узкая специализация


Проанализировав выбранные сегменты с позиций показателя прибыли до налогообложения, мы пришли к следующим выводам:

Специализация разрешила игрокам пережить кризисный год с меньшими утратами: корпоративные и розничные банки продемонстрировали громадную прибыль если сравнивать с универсальными банками. Возможно, обстоятельство в том, что менеджмент банков экспертов имел возможность сконцентрироваться на ответе задач только главного сегмента, что разрешило, не «распыляя энергии», принимать действенные антикризисные ответы (см. рис.

4).

Средняя прибыль до налогообложения банков в розничном сегменте выше, чем в корпоративном на 16-17% (140 млн. руб. против 120 млн. руб.). Мы предполагаем, что это связано с более высокими действенными ставками розничных кредитов, если сравнивать с кредитами юридическим лицам.

Для того чтобы выяснить, воздействует ли масштаб банков на распознанные закономерности, мы повторили анализ для 100 наибольших банков. В следствии догадка об убыточности «универсальных» банков подтвердилась и для фаворитов рынка, но средний размер убытков в сегменте был ниже: 570 млрд. руб., против 900 млрд. руб.

Соотношение средней прибыли корпоративных и розничных банков поменялась: большие корпоративные банки были прибыльнее больших розничных игроков. Корпоративные банки имеют возможность извлекать больший эффект из масштабирования бизнеса.

Розничный бизнес начинается «вширь», в основном за счет повышения клиентской базы, наряду с этим экономия за счет масштаба бизнеса на затратах, которые связаны с обслуживанием клиентов ограничены: новые клиенты как следует, приблизительно, соответствуют уже привлеченным банкам и клиентам не приходится рассчитывать на скачок средней доходности. Корпоративные же банки, наоборот, при расширении бизнеса имеют возможность завлекать как следует новых клиентов: более большие компании, работа с которыми может принести больший доход при сохранении издержек если сравнивать с обслуживанием маленьких компаний-клиентов.

Независимо от размера бизнеса, банки, развивающие корпоративный и розничный сегменты параллельно в равных масштабах, в 2009 году были менее действенны если сравнивать с банками, сфокусированными на единственном из сегментов.

Специализация – эффективная стратегия в условиях кризиса

Специализация – эффективная стратегия в условиях кризиса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: