Больше зелени: граждане сша заставляют аэропорты работать чисто

Российские аэропорты строят дополнительные взлетно-посадочные полосы и увеличивают существующие. Американские могут лишь позавидовать таким смелым инициативам — в США расширение необходимо согласовать и с властями, и с местными жителями.

О том, какие баталии разворачиваются вокруг развития американских авиаузлов, читайте в материале E-xecutive.

«Как у вас в России решаются споры между аэропортами и местными жителями?», — один из участников движения  Save Our Communities, представляющего интересы обитателей близлежащих к аэропорту районов Сиэтла, после официальной встречи интересовался опытом противостояния в других странах, в частности, в России. Он был искренне удивлен, когда узнал, что у нас в стране пока никто всерьез такими проблемами не занимается, и сложно сказать, когда данная тема станет актуальной.

Полет на самолете для среднестатистического американца – примерно то же, что поездка на автобусе для жителя России. Железные дороги в Америке в XX веке проиграли битву за пассажиров сначала автомобилям, а затем самолетам.

В отличие от Европы, где на многих маршрутах путешественники могут выбрать между самолетом и высокоскоростным поездом, в США в большинстве случаев наиболее удобный вариант – добираться по воздуху. В 2007 году американские авиакомпании перевезли около 769 млн пассажиров (при населении страны 304 млн человек), в России с населением 141 млн за тот же период отечественные авиакомпании обслужили около 45 млн путешественников.

Несмотря на разразившийся кризис в отрасли, вызванный резким ростом цен на авиационное топливо, по прогнозам экспертов, количество пассажиров в США в ближайшие десять лет может вырасти до миллиарда человек. В такой ситуации вопрос о развитии соответствующей инфраструктуры и ее влиянии на окружающих становится одним из основных: уже сейчас в США сейчас около 20 тыс. аэропортов различных типов, в 3364 выполняются коммерческие рейсы.

Очень шумно

Главная претензия к аэропортам со стороны жителей прилегающих районов – шум садящихся и взлетающих самолетов лишает спокойствия и душевного равновесия. Если аэропорт растет и строит новые взлетно-посадочные полосы, это означает, что шума будет еще больше.

Основная роль в борьбе с ним принадлежит не аэропортам, а производителям самолетов и регулирующим органам, которые устанавливают стандарты по допустимому уровню звучания. Но поскольку аэропорты в спорах с населением всегда оказываются на передней линии, они также пытаются предложить некоторые усовершенствования в решении данной проблемы.

Одна из предлагаемых мер – выкуп домов на прилегающих территориях и дополнительная изоляция зданий, которые попадают в шумовую зону аэропорта. Таким образом поступил менеджмент аэропорта Атланты.

В Луисвилле аэропорт совместно с авиакомпаниями провел испытания технологии по беспрерывному снижению самолетов – это новый способ захода самолета на посадку, позволяющий снизить уровень шума. В Сиэтле менеджмент аэропорта повторил опыт Атланты – часть жителей переселили.

Помимо этого были введены специальные процедуры для взлета, которые также позволяют меньше тревожить слух окружающих. Однако планы по строительству третьей ВПП заставили руководство аэропорта в Сиэтле приложить немалые усилия для убеждения жителей в ее необходимости.

Исследовав возможное влияние нововведения на окружающих, руководство аэропорта провело около 50 открытых встреч с общественностью. В воскресных газетах города тиражом 600 тыс. экземпляров было распространено специальное обращение к населению, где затрагивались основные проблемы влияния на окружающую среду, а также предлагалось всем желающим принять участие в диалоге с уполномоченными представителями компании Port of Seattle (управляет аэропортом).

На встречу можно было приехать лично или принять участие в ней через интернет.

Третья полоса для аэропорта очень нужна — в Сиэтле обслуживают около 30 млн пассажиров в год, и эта цифра с каждым годом увеличивается примерно на 2%. Для сравнения, крупнейший российский аэропорт – столичный «Домодедово» – в 2007 году принял 18,7 млн пассажиров.

Одновременно аэропорт Сиэтла является важной точкой на карте грузовых перевозок – в городе есть морской порт (которым управляет та же компания Port of Seattle). Грузы, которые прибывают морскими судам из Китая и Юго-Восточной Азии, дальше улетают в разные города США.

В 2006 году в аэропорту Сиэтла обслужили 342 тыс. тонн грузов.

Итак, аэропорт играет важную роль в экономике города, но у жителей была веская причина не хотеть появления третьей ВПП. Дело в том, что в Сиэтле есть еще один аэропорт, так называемый Boeing field.

Его используют представители авиации общего назначения, выполняющие полеты на небольших воздушных судах. Шум таких самолетов, как правило, значительно ниже, чем у магистральных лайнеров.

Компания Boeing построила специальную взлетно-посадочную полосу для своих самолетов на Boeing Field, и теперь помимо маленьких частных машин там взлетают и садятся суда, произведенные самолетостроительной компанией. Жители посчитали, что для одного города слишком много взлетно-посадочных полос, которые используются шумными большими машинами.

Аэропорт Сиэтла в 2006 году

Пассажиропоток

29 979 097 человек

Грузопоток

341 952 тонн

Потребление электроэнергии

149 691 МВТ

Площадь

930 гектаров

Расход топлива

 

Авиационное топливо Jet A

1335 тыс. тонн

Дизельное топливо

55 тонн

Бензин

385 тонн

Экологические параметры

 

Выбросы в атмосферу

Угарный газ 12 009 тонн

Оксид азота 1 860 тонн

Стоки воды в промышленную канализацию

1,6 млн тонн

Шумовое воздействие. Площадь контура 65 DNL

16,5 кв км

САМОЕ СМЕШНОЕ ВИДЕО В МИРЕ Тест на психику ЗАСМЕЯЛСЯ ПРОИГРАЛ ЧЕЛЛЕНДЖ


Источник: Port of Seattle

Как сделать аэропорт зеленым

Чтобы убедить граждан согласиться на строительство третьей полосы, аэропорт Сиэтла разработал специальную программу по превращению своей воздушной гавани из обычной в «зеленую» (Managing a green airport).  В ней были предложены решения для понижения уровня шума и загрязнения воздуха.

Кроме того, в рамках этой программы менеджмент аэропорта договорился с компаниями, предоставляющими услуги кейтеринга, о том, что еду, которую не распродали в течение дня, не выбрасывают вечером (как того требует технология работы), а отправляют в так называемый Food bank – место, куда за едой обращаются люди из малоимущих семей. Таким образом аэропорт выступил одним из поставщиков помощи для малоимущих, а заодно уменьшил объем своих отходов.

Разработка программы началась в 2002 году. По словам директора программ по защите окружающей среды аэропорта Элизабет Ливит, тогда над проектом вместе с ней трудились пять сотрудников, кроме того для реализации каждого из начинаний вовлекались представители соответствующего подразделения.

Сейчас у Ливит 16 подчиненных, и 12 сотрудников занимаются «зелеными» вопросами вне ее отдела.

Второй по частоте обсуждений после вопроса о воздействии шума идет проблема вредных выбросов в атмосферу. Как и в случае с шумом, стандарты для производителей самолетов устанавливаются регулирующими органами, а не аэропортом.

Но в Сиэтле решили обратить внимание и на эту проблему: инициатива затронула партнеров аэропорта – компании, предоставляющие услуги такси, а также многих рядовых сотрудников аэропорта. Установив, что значительная часть выбросов приходится на автотранспорт, который курсирует между аэропортом и городом, авторы «зеленой» программы предложили несколько идей по сокращению использования парка машин на традиционном топливе.

Международная ассоциация такси Seattle-Tacoma, имеющая эксклюзивное право по предоставлению услуг такси в аэропорту, с 2002 по 2006 год заменила весь парк автомобилей, и сейчас в нем эксплуатируются лишь машины, работающие на природном газе (в 2008 году в парке компании 166 автомобилей).

В свою очередь рядовым сотрудникам аэропорта было предложено экономнее пользоваться собственным транспортом и кооперироваться при поездке на работу с соседями. Как и везде в Соединенных Штатах, в Сиэтле в проезжающих по трассам авто в большинстве случаев можно увидеть лишь одного человека — водителя.

Чтобы сократить число машин на дороге, уменьшить загрязнение воздушного бассейна и решить проблему пробок, в штате Вашингтон для коллективных путешественников выделена крайняя левая полоса. Такой вариант организации движения практикуется и в других штатах.

Поэтому вдвоем до офиса или дома можно добраться быстрее. Чтобы дать своим сотрудникам еще один стимул, аэропорт Сиэтла субсидирует их расходы на поездку на работу на общественном транспорте.

Помимо этого была запущена программа по поощрению тех, кто организует группы для поездки между домом и офисом. По словам Ливит, в общей сложности к транспортной инициативе присоединились около 500 сотрудников аэропорта.

На эти цели из бюджета компании ежегодно тратится около $250 тыс.

Выполняя программу по защите окружающей среды, аэропорт Сиэтла не только тратит, но и экономит. Чтобы сократить объем выбрасываемых отходов производства, все материалы, которые можно подвергнуть переработке, аэропорт стал отправлять не на свалку, а на предприятия, превращающие вторсырье в дельные вещи.

По данным аэропорта, на каждой тонне отправленных в переработку отходов экономится $125 (во столько обходится транспортировка и утилизация тонны мусора). Ежегодный объем «полезных» отходов составляет 1200 тонн.

Для партнеров аэропорта, которые занимаются торговлей, кейтерингом и так далее, введена система «Плати за то, что ты выбрасываешь». Специальная электронная система позволяет учитывать каждый «вынос мусора».

Как правило, в месяц компаниям это обходится в незначительную сумму $5, деньги идут на оплату транспортировки тех отходов, которые не подвергаются переработке.

Помимо специальных программ по утилизации отходов положительное влияние на бюджет аэропорта оказало и реформирование системы энергопотребления — где это возможно, были задействованы менее энергоемкие источники света. А рядом с окнами в терминалах были вмонтированы фотоэлементы, которые при достаточном уличном освещении уменьшают уровень искусственного света внутри здания.

«Только учусь»

В России масштабы авиаперевозок существенно меньше американских, планы по внедрению экологических стандартов тоже менее заметны. Сейчас в РФ около 300 аэропортов, тогда как до 1991 года на территории РСФСР было более 1000 аэропортов и аэродромных площадок.

 В последние годы начался рост авиаперевозок, поэтому российские аэропорты переходят от выживания к развитию, но о сокращении негативного воздействия на окружающую среду в большинстве своем при этом не думают. Нескольким из них удалось привлечь внимание частных инвесторов, и в последнее время уже можно говорить о формировании аэропортовых групп.

Новые владельцы пока не готовы разрабатывать полномасштабные экологические программы, подобные той, что была запущена в Сиэтле, но они уже говорят о намерениях реализовать отдельные их элементы. По словам генерального директора компании «Новапорт» (управляет пакетами акций аэропортов Новосибирска, Челябинска, Читы и других городов.) Алексея Васильченко, сейчас менеджмент разрабатывает различные концепции по снижению энергоемкости всех производств.

Московский аэропорт «Домодедово» тоже предпринимает усилия по защите окружающей среды. Вокруг аэропорта разворачивается система шумового мониторинга: она включает в себя десять измерительных станций, которые при превышении допустимого уровня шума станут отправлять соответствующую информацию на центральный пункт, где будет определяться тип судна и компания-владелец.

Правда, пока не ясно, какие конкретно меры будут применяться к нарушителям. В администрации «Домодедово» считают, что находятся в более выгодном положении по сравнению с аэропортами «Внуково» и «Шереметьево».

Вокруг «Домодедово», самого большого аэропорта Москвы, сохранена полоса незастроенных земель, и влияние шума на жилые кварталы ниже, чем у конкурентов. Еще одна инициатива аэропорта – строительство двух площадок для обработки самолетов антиобледенительной жидкостью – здесь предусматривается сбор отработанный жидкости в специальные резервуары.

Это позволит предотвратить попадание в окружающую среду этиленгликоля, используемого в процессе обработки. Скорее всего, комплексные программы наподобие той, что есть в Сиэтле, появятся в России лишь тогда, когда инициативу в данной области проявят местные жители – без гражданского общества экологические программы аэропортов будут носить эпизодический характер.  

Полина Зверева, «Авиатранспортное обозрение», специально для E-xecutive

Фотоснимки предоставлены Port of Seattle

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: