Болевой порог

Андрей Семеркин Главный редактор, Москва Силовики, изо дня в день причиняя вред соотечественникам, добрались до черты, после которой начнут встречаться с сопротивлением наиболее успешных россиян. Смерть юриста Сергея Магнитского стала шоком для тех, кто думал, что сума и тюрьма – это не для них.

Об отношении граждан РФ к людям в погонах E-xecutive беседует с социологом Борисом Дубиным.

В московской тюрьме погиб юрист Сергей Магнитский. В архангельской погибает академик Павел Сидоров. Вина обоих не доказана.

Суда не было.

Идет следствие. Невыносимые условия содержания – это и есть метод следствия.

По-другому российские следователи работать не умеют. Мы знаем о Магнитском и Сидорове, потому что они – юрист и академик.

Мы не знаем о тысячах других жертв, потому что эти жертвы – не юристы и не академики. Российская правоохранительная система анахронична по отношению к тем задачам, которые сформулированы в президентской публицистике.

Созданная в другой стране и для выполнения других задач, наследница «Архипелага» дожила без существенных реформ до 2009 года. Как российское общество относится к силовикам?

Об этом E-xecutive рассказывает руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады Борис Дубин.

Sat: В Кремле произносятся речи о прекрасном будущем страны. Тем временем на улицах милиционеры убивают прохожих, в застенках гибнут невиновные люди.

Существует две России?

Борис Дубин: Думаю, на самом деле Россий не две, их больше, и они живут в своем времени, пространстве, по своим правилам и т.д. В свое время Анна Ахматова говорила, что есть Россия, «которая сидит, и которая сажает», сегодня такого разделения вроде бы уже нет.

Однако, как мы знаем, число людей, находящихся в заключении, в России значительно больше, чем в большинстве других развитых стран. Это говорит о репрессивном характере российской власти, государственности и, к сожалению, об особенностях социальной жизни, нравов населения в сегодняшней России.

То, что в своих программных документах первые лица страны принимают желаемое за действительное и рассуждают о том, как хорошо было бы устроить в России то, это и еще что-то, в представлениях, близким к маниловским, это факт, причем, факт удручающий. Значит, у власти существуют такие же представления о российском человеке, об обществе, о повседневной социальной жизни.

Видимо, правители России крайне скверно представляют себе страну, в которой живут, и традиция российской власти, о которой в свое время сказал Юрий Андропов, продолжает быть актуальной для сегодняшней России.

Sat: Какую именно мысль бывшего руководителя КГБ вы имеете в виду?

Б.Д.: Он сказал: «Мы не знаем общество, в котором живем». Как выяснилось в самые ближайшие годы после того, как эта фраза была сказана, правители действительно очень плохо знали страну, в которой жили.

В этом смысле официальная идеология в России сегодня работает так, как она работала в СССР. Ситуация в стране, в том числе с состоянием законности, с правонарушениями, с жесткостью норм и жестокостью наказаний, с крайне дурным их исполнением такова, что это – другая страна, далекая от мечтаний и благожелательных высказываний первых лиц государства.

Sat: Методы работы НКВД образца 1937 года до сих пор актуальны для российских силовых органов?

Б.Д.: В точном смысле слова перенесение ситуации 1937 года на 2009 год невозможно. Нынешняя система не работает как репрессивная.

Она скорее рассчитывает на равнодушие населения, чем целенаправленно бьет по группам, народам, классам, слоям населения, которые могли бы составить ресурс сопротивления или будут недостаточно надежной опорой в ситуации трудного исторического перехода, ситуации всеобщей мобилизации. Нынешний режим не мобилизационный, он демобилизационный, поскольку заинтересован в том, чтобы население ни во что не втягивалось.

Забились мышцы? Исправим. Проект \


Надо сказать, что большая часть населения РФ вполне отвечает таким пожеланиям. При этом использование репрессивных методов, насилия в самых разных его формах, тех или иных разновидностей спецопераций, характерных именно для работников секретных служб, актуально потому, что эти методы унаследованы теми группами, из которых в последнее десятилетие формируется управляющий слой России.

Из силовых корпораций состоит большая часть политического класса и, прежде всего, слой людей, которые непосредственно принимают решения и их исполняют. Сохранение в их арсенале такого рода тактик, инструментов указывает не только на происхождение нынешнего режима, но и на некоторые его принципиальные черты.

Это черты полицейского государства. Нельзя в полной мере назвать нынешнее государство России полицейским, но многие важные элементы такового в современной России сохраняются – и в первую очередь, произвол власти, причем на всех уровнях, по любому адресу и безразлично по какому поводу.

Sat: Как российское общество относится к судьями и милиционерами?

Б.Д.: Исследования показывают, что отношение общества к милиции и к суду плохое вот в каком смысле: ни милиции, ни суду большинство россиян не доверяет. В России имеет место недоверие большинства практически ко всем институтам, в числе которых суд, милиция, прокуратура, политические партии, профсоюзы, средства массовой информации… Это – характеристика состояния общества, политической культуры россиян, характеристика того режима, который был выстроен. «Общество» в данном случае, конечно, термин не точный.

Я бы вообще предпочитал говорить о «социуме», то есть о некотором явлении, которое в строгом смысле слова обществом не является, потому что в нем отсутствуют субъекты общественного выбора, субъекты действия и ответственности за него, за его последствия. Если страна пассивно адаптируется к режиму – такое состояние не назовешь обществом, это другое социальное состояние.

Sat: Россияне не доверяют не только государственным органам, но и социальным институтам?

Б.Д.: Да. Профсоюзы или общественно-политические партии не относятся к государственным организациям, тем не менее, они находятся в зоне давнего, постоянного и очень сильного недоверия.

Доверие в той или иной степени вызывают три института: президент (не конкретный человек, а сама должность, место этой должности в системе власти), Русская православная церковь и армия. Все остальные находятся в зоне недоверия.

При этом и с милицией и судом (как и вообще с любым «начальством», а суд и милиция – это для россиян «начальники», «власть») россияне предпочитают встречаться как можно реже. Обращение в суд по собственному почину в России пока еще крайне редко.

Встреча с милицией по инициативе гражданина, а не по произволу и пожеланию милиционеров, тоже редкость. За последний год 10% населения обращалось в органы внутренних дел (если это не паспортный стол, конечно) по собственной воле.

Более половины обратившихся не удовлетворено тем, как решались их дела. 3/4 россиян не знает своего участкового милиционера: ни кто он такой, ни как его зовут, ни где он находится, ни как его найти.

Не чувствует себя защищенными от произвола милиции по нашим данным от 2/3 до 3/4 российского населения. Особенно сильно недоверие молодой части населения – юношества и подростков.

Sat: Есть ли у российского общества болевой порог? Есть ли предел, за которым силовики начнут встречать общественное сопротивление?

Б.Д.: Социум, ориентированный на адаптацию к любой ситуации, может терпеть очень долго. Вековечное российское терпение не является позитивной характеристикой.

Это очень удобное качество для власти, поскольку дает ей возможность осуществлять политику произвола.

Терпеливый народ все перетерпит. Тем не менее, есть ли грань, которую нельзя переходить? Я бы сказал, что есть.

Население будет терпеть до тех пор, пока отниматели не станут покушаться на самое близкое и самое ценное. На жизнь, на сам факт существования, на доброе здоровье и благополучие ближайших родственников.

На жилища.

На те немногие элементы собственности, которые люди нажили и даже сумели легитимировать (хотя система юридического удостоверения частной собственности в России все еще не сложилась и оставляет желать много лучшего). Вот здесь, мне кажется, и находится предел терпения.

По крайней мере, не у низового большинства, а у групп, которые относительно благополучны, более образованны, урбанизированы и, соответственно, обладают сравнительно большими доходами. Но опыт тридцатых-пятидесятых годов прошлого века показывает, что государство может перешагивать далеко за этот предел.

Преобладающая часть населения России оказывается согласной вытерпеть и это. Видимо, действует лагерная мораль «умри ты сегодня, я завтра», она очень сильно проникла в российское общество, которое в этом смысле наследует советское устройство общественной жизни и ума каждого отдельного человека.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: