Конец анонимности

16 мая вступили в действие «антитеррористические» поправки к закону «О национальной платежной системе», призванные нанести удар по анонимным электронным переводам и платежам. Портал Банки.ру разбирался, кто может от этого пострадать, а кто — выиграть.

Скандал разгорелся еще в январе этого года: несколько депутатов Госдумы внесли пакет «антитеррористических» поправок к законам, причем отдельные из них должны были так крепко закрутить гайки в отрасли электронных денег, что бизнес некоторых компаний оказался под угрозой. Акции QIWI, единственной публичной компании среди операторов электронных платежей, на NASDAQ отреагировали на эту новость весьма драматичным образом, моментально рухнув с 53,96 доллара за акцию до 42.

Акции продолжали падать в цене еще несколько дней, достигнув в итоге 33,74 доллара.

Поправки к 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и к 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» призваны были не просто осложнить жизнь анонимным плательщикам, а, в перспективе, практически уничтожить эту категорию пользователей систем электронных денег. Лимит на операцию предлагалось снизить с 15 тыс. рублей за раз до 1 тыс. за один платеж, да еще и количество платежей должно было снизиться до одного в сутки.

Урезался и месячный лимит — с 40 тыс. до 15 тыс. рублей, а также максимальный баланс анонимного кошелька — с 15 тыс. до 5 тыс. рублей. Трансграничные анонимные платежи должны были быть запрещены вовсе.

Заметим, что процедура идентификации плательщика подразумевает физическое предъявление паспорта оператору платежа, что требует от пользователя затрат времени и, у некоторых операторов, денег — часть компаний взимают плату за обработку данных клиента.

К счастью, со стороны правительства последовали здравые коррективы к поправкам. Дело в том, что такой удар по анонимным платежам неизбежно привел бы к ограничению доступности финансовых услуг и к росту перекоса в сторону наличных платежей.

Анонимность в интернете создает проблемы? Запрет и блокировка VPN — конец интернета в России?


Поэтому Минфин предложил упросить требования к процедуре идентификации клиента, а лимиты при этом оставить без изменения. Кроме того, было предложено снять все ограничения с платежей в бюджет — в самом деле, сложно представить, как можно финансировать терроризм платежами за квартиру.

Корректировка поправок была проведена, и в конце апреля законопроект 110-ФЗ был принят, а в начале мая опубликован. Закон содержит описание процедуры упрощенной идентификации клиента, которая не требует личного предъявления паспорта представителю оператора.

Теперь клиент может удаленно передать оператору свои фамилию, имя, отчество, серию и номер документа, удостоверяющего личность, СНИЛС или ИНН либо номер полиса обязательного медицинского страхования, плюс номер мобильного телефона. Или же и того проще — клиент может авторизоваться с помощью электронной подписи.

Для плательщика, прошедшего упрощенную идентификацию, устанавливаются лимит остатка в электронном кошельке в размере 60 тыс. рублей и лимит месячного объема операции в 200 тыс. рублей. Лимиты для полностью идентифицированных клиентов не изменились.

Лимиты на анонимные операции Госдума также урезать не стала. Зато появились новые ограничения.

Теперь одно неидентифицированное физическое лицо не может перевести деньги другому физлицу.

Также анонимно нельзя совершить платеж в адрес юридического лица — нерезидента. То есть, чтобы оплатить покупку в заграничном интернет-магазине, плательщику нужно будет пройти полную либо упрощенную идентификацию.

Времени на подготовку операторам электронных денег почти не дали: основные требования вступили в действие уже 16 мая. Заметим, что для проведения упрощенной идентификации им требуется наладить взаимодействие с органами государственной власти, Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, для проверки истинности предоставленных клиентом данных.

Это требует определенных затрат времени, и государственным органам закон дает срок до 1 октября 2014 года, чтобы, как говорится в законе, «безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов». Соответственно, с 1 ноября операторы электронных денежных средств будут обязаны предоставить клиенту выбор из всех предусмотренных законом способов упрощенной идентификации (личное представление документов, направление сведений, прохождение аутентификации с помощью электронной подписи).

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: