Опасные связи

Чем могут обернуться для компании личные знакомства ее руководителя

Визитные карточки — дороже любых денег, наставляет своих читателей известный бизнес-гуру Дарси Резак, автор книги «Связи решают все». То есть, перефразируя Резака, главный залог успеха в бизнесе — хорошо налаженные деловые знакомства.

До сих пор мало кому приходило в голову оспаривать это довольно очевидное утверждение. Очевидное, однако, только на первый взгляд.

Сотрудники Манчестерской школы бизнеса Томас Кирхмайер и Константинос Стафопулос сумели аргументированно опровергнуть тезис о значимости личных взаимоотношений в предпринимательской среде. В своем новом исследовании* ученые показали, как деловые связи высокопоставленных сотрудников приносят их компаниям заметный убыток.

Близкое товарищество может быть даже злом, если оно приводит к тому, что один старается покрыть ошибки другого.

Генри Форд Моя жизнь, мои достижения

СОЦИАЛЬНЫЙ БАЛЛАСТ

«Существует расхожее представление о том, что успех в бизнесе определяется исключительно кругом знакомств, — рассказывает Томас Кирхмайер. — Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы разобраться, насколько справедливо это утверждение». Для того чтобы выяснить, какую роль могут играть знакомства руководства в деятельности компаний, Кирхмайеру и его коллеге предстояло решить непростую задачу — найти способ, с помощью которого полезные связи менеджмента можно было бы измерять.

Окольных путей экономисты в своей работе искать не стали. Сконцентрировав внимание на биографиях исполнительных директоров изучаемых компаний, Кирхмайер и его коллега принялись составлять списки всех важных постов, которые бизнесмены когда-либо занимали.

Ученых интересовали не столько карьерные успехи CEO, сколько их бывшие коллеги. Если кто-либо из изучаемых Кирхмайером руководителей ранее входил в правление какой-нибудь другой компании, все тесно работавшие с ним сотрудники подвергались тщательной переписи.

Francesca Battistelli — My Paper Heart (2008) [Full Album]


Основываясь на количестве подобных знакомств, экономисты рассчитали для каждого руководителя показатель его влиятельности. Среднестатистический СEO из списка Кирхмайера за свою карьеру общался более чем с 75 другими топ-менеджерами.

Социальный багаж бизнесменов, судя по всему, имел не только теоретическое значение. Внимательно изучив карьерные истории подопытных CEO, Кирхмайер обнаружил, что рассчитанный им показатель влиятельности позволяет успешно предсказывать вероятность назначения управленцев на ведущие должности в крупных и хорошо развивающихся компаниях независимо от опыта работы и других объективных показателей.

Последствия таких назначений как раз и представляли для ученых наибольший интерес.

* Kirchmaier T., Stathopoulos K. From fiction to fact: The impact of CEO social networks. FMG Discussion Paper. 2008.

** Nguyen-Dang B. Does the rolodex matter? Corporate elite’s small world and the effectiveness of boards of directors. SSRN Working Paper. 1 Mar. 2008.

*** Fracassi C., Tate G. External networking and internal firm governance. SSRN Working Paper.

3 Jun. 2008.

Используя данные, полученные из открытой 80]отчетностиизучаемых компаний, Кирхмайер и его соавтор оценивали долгосрочный экономический эффект от назначения нового исполнительного директора. К удивлению исследователей, ожидаемой положительной зависимости успехов компании от связей нового CEO обнаружить не удалось.

Знакомства руководителя не открывали перед фирмой дополнительных перспектив. Однако Кирхмайер и его коллега без ярких находок не остались.

Между убытками, понесенными компанией под руководством нового CEO, и его влиятельностью существовала прямая связь. Управленцы, которые могли похвастаться большим числом полезных знакомств, не доводили свои компании до добра.

Показатель влиятельности, рассчитываемый Кирхмайером, позволял достоверно предсказывать масштабы таких бедствий. Обнаруженный эффект не зависел от размера компаний.

Списать пагубность связей CEO на случайные совпадения также не удалось. «У деловых знакомств руководства компаний существует достаточно неожиданная сторона, — продолжает Кирхмайер. — Связи CEO работают против интересов организации! Этот эффект так силен, что перекрывает все возможные плюсы от знаний и опыта руководителя».

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: