Контроль за выполнением закона о ккм

Контроль за выполнением закона о ККМЗакон Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — Закон о ККМ) ранее рассматривался как специальный нормативный акт, предусматривающий основания и размеры штрафных санкций за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлены такие формы налогового контроля, как выездные и камеральные налоговые проверки. Проверки выполнения Закона о ККМ проводятся также налоговыми органами.

До принятия НК РФ проверки выполнения Закона о ККМ относились к тематическим. Налоговым кодексом таких проверок для налоговых органов не предусмотрено.

В связи с тем что НК РФ предусмотрены налоговые проверки — камеральные и выездные, возникает вопрос: к какому виду относить проверку выполнения Закона о ККМ? В Кодексе определены обязанности и права налоговых органов, в которые не включены обязанности по контролю за выполнением Закона о ККМ.

В п. 3 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (приложение к письму Госналогслужбы России от 5.05.94 г. N НИ-6-07/152) было указано, что законодательство о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не относится к налоговому.

Так как в НК РФ отсутствует функция налоговых органов по контролю за применением ККМ, а Закон о ККМ ранее не относился к налоговому законодательству, то он не подпадает под действие Налогового кодекса Российской Федерации.

Немаловажный вопрос — о предоставлении налоговым органам права контрольной закупки. В Указе Президента Российской Федерации от 16.02.93 г. N 224 Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением определено, что в целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств, поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей необходимо:

  • ввести на территории Российской Федерации в сроки, установленные Советом Министров — Правительством Российской Федерации, обязательное применение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности контрольно-кассовых машин для учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением (п. 1);
  • возложить контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности п. 1 Указа на глав местных администраций (п. 2);
  • возложить на Государственную налоговую службу Российской Федерации контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно-кассовые машины в местах продажи товаров и оказания услуг (п. 4).

ПЛОСКИЙ ЖИВОТ// ВАКУУМ// МОЖНО при ДИАСТАЗЕ//3 вариации/ Техника выполнения/


Отсюда следует, что контроль за применением ККМ первоначально был возложен на глав местных администраций, а на налоговые органы — только контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением через контрольно-кассовые машины.

Исходя из первоначальной задачи налоговых органов право контрольной закупки им было не нужно, так как они должны были проверять выручку, т.е. наличные деньги и документы, подтверждающие факт их получения (кассовые чеки, книги кассира-операциониста, кассовые книги).

Затем был принят Закон о ККМ, в ст. 6 которого установлено, что налоговые органы обязаны:

  • регистрировать контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;
  • проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые обЪяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
  • проводить проверки правильности выдачи чеков;
  • налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренные настоящим Законом, а при повторном нарушении — обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: