Корпоративная культура: взгляд через призму доминантов

Сергей Иноземцев Директор по персоналу, HR, Самара

Говорят, корпоративная культура – миф, но многие менеджеры, а особенно руководители, хотят поймать этот миф за хвост и разобрать на части, чтобы понять, как он устроен. Четыре доминанта и еще один, который объединяет остальные.

Нужно все отыскать, воедино собрать… и создать тот тип культуры, который нужен компании. Подробности – в статье Сергея Иноземцева.

Сергей Иноземцев

Идея написать данную статью родилась после прочтения до 5.

Для примера можно привести оценку корпоративной культуры отдела маркетинга Performance — 4

Creativity — 5

Organization — 2

Sociality — 2

Теперь мы имеем возможность принимать меры, которые будут влиять выборочно на какой либо доминант.

Построение адекватной корпоративной культуры

Прежде всего, необходимо ответить на два вопроса.

Первый – насколько желаемое соотносится с действительностью. Если мы рассматриваем корпоративную культуру организации, занимающейся проектным бизнесом, то в данной организации просто необходим высокий уровень доминанта (P)erformance; если мы рассматриваем бухгалтерию, то необходим высокий уровень (O)rganization.

Итак, первый вопрос: какие доминанты в нашей корпоративной культуре должны иметь наибольший вес?

Второй вопрос – необходимо понять, имеется ли в нашей корпоративной культуре набор из всех четырех доминантов. Отсутствие в наборе любого из доминантов ведет к «ущербности» корпоративной культуры.

Если мы возьмем в качестве примера креативное агентство, безусловно, в данной корпоративной культуре высок уровень (C)reativity, но полное отсутствие (O)rganization ведет к потере эффективности, так как в такой организации будет отсутствовать элементарная дисциплина следования предписанным бизнес-процессам.

Совместимость доминантов

К сожалению, не все доминанты совместимы друг с другом, и, как следствие, такие доминанты не могут иметь одинаковый уровень в корпоративной культуре.

Если положить все доминанты на плоскость, получается следующая картина.

 

Конфликтные доминаты располагаются наискосок друг к другу, Performance конфликтует с Sociality, Organization конфликтует с Creativity. Доказательство этого конфликта легко увидеть в реальной жизни: жесткие процедуры ограничивают свободу творчества, а от главенства результата страдают личные отношения.

Купил заблокированный iPhone 8 — корпоративный MDM профиль


Корпоративная культура и стили управления

Допустим нам нужно сформировать команду для разработки нового продукта. Давайте немного пофантазируем и попробуем сделать это двумя разными путями.

Путь первый – сверху вниз

Первое что мы делаем – находим лидера команды. Наш лидер – это харизматичный человек, обладающий высокой креативностью и проповедующий тоталитарный стиль управления (Ли Якокка – идеальный пример).

Наш управленец набирает персонал и начинает работать.

В результате мы получаем коллектив, работающий на одного «чемпиона». Какую корпоративную культуру мы получим?

С большой долей вероятности это будет культура с доминированием (C)reativity.

Путь второй – снизу вверх

Мы находим демократичного управленца и просим его набрать сотрудников и запустить работу команды. Наш управленец от природы не обладает высокими креативными способностями, но он разбирается в людях и поэтому набирает команду, в которую входят люди, способные создавать новое.

Свою главную роль управленец видит в подборе правильных людей и делегировании им максимума задач. И, так же как и в первом варианте, в этом коллективе будет доминировать (C)reativity.

В чем же разница?

Разница заключается в том, что в первом случае члены команды не умеют работать вместе, у них нет совместного опыта решения конфликтов и преодоления проблем, они не знают, чего ожидать от соседа, все вопросы решаются через лидера, который выступает в качестве связующего звена. Кроме этого, в такой команде могут быть сотрудники, которые не разделяют «навязываемых» лидером ценностей, но кто смирился с этим под прессом лидера.

В этом случае уход лидера может привести к изменениям в корпоративной культуре, наша корпоративная культура не устойчива.

Во втором случае лидер не играет такой значимой роли, корпоративная культура складывается как результат совместного опыта работы, и уход лидера не повлияет на сложившуюся корпоративную культуру.

В своих работах Адизес вводит понятие интеграции. На мой взгляд, именно интеграция определяет «устойчивость» корпоративной культуры и именно интеграция страдает от тоталитарного стиля руководства.

Таким образом, мы получаем как бы пятый элемент J или доминант, который объединяет все предыдущие – (I)ntegration.

(I)ntegration – интегрированность

Основная идея – способность совместной работы, определяемая не инструкциями сверху или прописанными заранее процессами/правилами, а наличием опыта предыдущей совместной работы.

Пример коллектива – джазовый ансамбль: есть тема, но нет четких инструкций, результат определяется сыгранностью коллектива.

Основные ценности – лояльность к коллективу.

Мне будет интересно получить комментарии на данную статью. Насколько предложенная классификация и взаимосвязь между интеграцией и стилем управления находили/не находили подтверждение в реальном опыте участников Сообщества.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: