Лекарство от злобной критики

Артем Бураченок Директор по развитию, Калининград Бизнес – дело напряженное. Возникающий во время работы стресс, с одной стороны, выбивает человека из колеи и снижает мотивацию, а с другой, мобилизует усилия и творческую энергию.

Одна из главных причин отрицательного стресса – критика. Как не принимать ее близко к сердцу, знает участник Сообщества Артем Бураченок.

Артем Бураченок

Я часто сталкивался с ситуациями, когда критика (иногда конструктивная, иногда нет) со стороны руководства приводила к серьезному стрессу для ее адресата. Человек рассуждал так: «Мне сказали, что я никуда не гожусь, меня не ценят», ну а дальше, в зависимости от темперамента, в диапазоне от «Да пошли бы они сами» до «Спрячусь в угол и буду там тихо переживать».

Понятно, что такой ход мыслей отрицательно сказывается на эффективности сотрудника.

Можно долго рассуждать о том, что менеджмент должен обходиться без критики, тем более деструктивной, но современные компании пока от этого недостатка не избавились. Следовательно, это часть внешней к нам среды, и с ней нужно учиться работать.

Рассуждения ниже – в помощь тем, кто периодически принимает на свой счет критику, и чей ход мыслей похож на описанный выше. Предлагаю способы, с помощью которых можно искоренить в себе данную «привычку».

Для начала рассмотрим несколько ситуаций с критикой.

«Ты выполнил это задание ужасно». Шаг первый – определить, правда это или нет.

В первом случае результат работы может быть оценен корректно, и он действительно не соответствует цели заказчика. Во втором – вы сделали именно так, как это было наиболее эффективно, а результат просто оценен некорректно.

Шаг второй – необходимо понять, что вас лично никто ни в чем не обвинил. Даже, если вы поняли, что критика оказалась конструктивной (правда), это значит только то, что только результат вашей работы ужасен, а не вы сами.

Поэтому нужно разобраться в причинах невысокого качества результата. Основные причины мы все знаем: неинтересное дело, не достаточная квалификация, не четко поставленная задача, нехватка времени или других ресурсов.

Все эти «трудности» не помеха для работы.

ЗЛОБНЫЙ МЛАДЕНЕЦ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ! | Roblox


Если же критика беспочвенна (неправда), нужно продемонстрировать заказчику истинное положение вещей.

Поэтому в реплике «Ты выполнил это задание ужасно» принимать на свой счет нечего.

«Ты слабый продавец». И снова определите для себя, правда это или нет? Речь идет о результатах работы (например, малый объем продаж), которые подвигли собеседника к такому выводу.

Но ваши результаты – это не вы.

Вы уже знаете, как над ними работать. Новая задача – выяснить, на чем базируется высказанное суждение: определить причины – истинны или ошибочны они, как с ними работать.

И тогда в этой реплике тоже нечего принимать на свой счет.

«Ты бездарность». Специально взял самый радикальный вариант.

Если мне кто-то скажет, что я бездарный игрок на скрипке, совершенно не обижусь.

Я это и сам прекрасно знаю. Дар (так же как его отсутствие) дан нам от природы.

Никому не приходит в голову принимать на свой счет проливной дождь. Было бы столь же странно принимать на свой счет отсутствие некоего дара.

Возможно, это неправда, и тогда вам стоит выяснить, как ваш собеседник пришел к такому суждению. Речь опять же идет о каких-то ваших результатах, на основании которых собеседник сделал данный вывод.

Если бы я все время лежал и молчал, вряд ли бы кто-то сделал вывод о моей бездарности в части игры на скрипке – для этого нужно хоть раз да взять инструмент в руки.

В процессе этого выяснения вы либо примете решение, что ваш собеседник заблуждается, либо решите, что он прав. Тут дело остается за вами.

Давайте просто посмотрим, каков будет ход мысли в одном и другом случае.

Вы решаете, что собеседник прав. Тогда ситуация сводится к той, с которой я начал этот пример. Собеседник говорит вам, что вы бездарность, и вы понимаете, что вы бездарность.

Вам нечего принимать на свой счет.

Конечно, досадно, если вы занимаетесь делом, к которому у вас нет никакой склонности. И именно этот поступок и следует изменить.

Вы решаете, что собеседник не прав. Переубеждать его или нет, дело ваше.

Но принимать на свой счет (если он не прав) вам уж точно нечего.

Возможно, принять что-то на свой счет, обидеться и «уйти в себя»/«послать всех…» бывает проще, чем начать непредвзятое и конструктивное обсуждение причин высказанной критики и докопаться до истины. Но мы-то с вами понимаем, что такое «обиженное» поведение – простой самообман.

А тем, кто согласится с автором и решит, что нет таких ситуаций, в которых стоит что-то принимать на свой счет, предлагаю простой способ, как избавиться от этой привычки. Просто считайте, сколько раз вы поступили конструктивно (то есть беспристрастно стали разбирать причины критики), а сколько раз приняли что-то на свой счет и «обиделись».

Больше делать ничего не нужно.

Позанимайтесь этим подсчетом два-три месяца и сами увидите, что произойдет. Те, кто знаком с работами Тимоти Голви знают, что такой подсчет приводит к повышению осознания, а ваш выбор отказаться от дурной привычки приводит к персональной ответственности.

Этого достаточно, чтобы результаты не заставили себя ждать.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: