Должностные лица Росфиннадзора вправе требовать от проверяемого учреждения представления необходимых для осуществления контроля документов и сведений. Согласно ч. 3 ст.
266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, необходимых для осуществления их полномочий по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а равно представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влекут за собой ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ.
Проанализировав действующее законодательство, можно прийти к выводу, что Росфиннадзор может затребовать любые документы и сведения. При этом на практике нередки случаи, когда должностные лица Росфиннадзора требуют представления документов, ведение которых законодательно не предусмотрено.
В статье расскажем, правомерно ли данное требование.
В соответствии с п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307?ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Полномочия территориальных органов Росфиннадзора определены Типовым положением о территориальном (межрегиональном территориальном) управлении Росфиннадзора в субъекте Российской Федерации (субъектах Российской Федерации, находящихся в границах федерального округа), утвержденным Приказом Минфина РФ от 26.08.2014 № 80н.
Контрольные мероприятия проводятся Росфиннадзором в соответствии с Правилами осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), и Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н, которым утвержден новый Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного контроля:
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
- направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить:
- проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;
- ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;
- обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;
- санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются (п. 7 Правил № 1092):