Pos-терминальный вальс

Шел снег, а вот платеж не проходил.

Недавно мне привезли бытовую технику из интернет-магазина. Когда я оформлял заказ, была возможность выбрать способ оплаты.

Я выбрал пластиковую карту. И даже не подумал на всякий случай снять наличные: прежний опыт оплаты картой курьеру был удачным – сотрудник магазина привез мобильный POS-терминал, транзакция прошла за считанные секунды.

Вот и сейчас, думал я, расплачусь картой – всем удобно, никакой сдачи не нужно, а на чай курьеру наскребем.

Товар привезли, распаковали, никаких дефектов обнаружено не было. Пришла минута расплаты. Курьер достал терминал, попросил карту, паспорт, и принялся за дело.

Решив немного усложнить задачу, я дал курьеру карту с чипом. Он не растерялся, с первого раза попал в аппарат, который запросил пин-код.

Я ввел его и…. после этого хода гроссмейстер, как в «12 стульях», задумался на полчаса.

«Не выходит», – сказал курьер полуизвиняющимся и полураздраженным голосом после трех-четырех попыток. Я дал ему другую карту – на этот раз без чипа, хотя было очевидно, что не в нем дело.

POS-терминал снова задумался на несколько минут и протрубил отбой. Курьер принялся перезагружать аппарат, вытаскивать и вставлять в него аккумулятор и SIM-карту.

После двойной перезагрузки сотрудник магазина принялся вальсировать с терминалом по всей квартире, поднося аппарат то к одному окну, то к другому. Ничего не вышло.

Отчаявшись, курьер предложил выйти на улицу: «Возможно, там удастся установить связь с банком?!». Возвращавшиеся после работы соседи смотрели на нас с удивлением. Все попытки оказались тщетными.

Ни один звонок курьеру не помог – ни в банк, ни в магазин, ни другу.

Упаковывать товар обратно и возвращать его на склад курьеру не хотелось – равно как и у меня не было желания еще раз оформлять доставку и снова ждать технику. Пришлось сесть в машину и доехать до ближайшего банкомата.

Вальс дождя


Финансовый выигрыш от интернет-покупки все равно получился: даже с учетом комиссии за снятие наличных (банкомат был «неродной») стоимость товара в виртуальном магазине оказалась ниже, чем в реальной торговой точке. Другое дело, что заказ в сети предполагает некое удобство для клиента: по сценарию из дома он не должен выходить вообще.

Продавец был очень благодарен за снятые наличные. Не знаю, что сделал он со злосчастным POS-терминалом, когда вышел за дверь.

Думаю, что пластиковые карты и все банки в их лице он возненавидел надолго.

Вчера появилась новость о том, что несколько банков запускают выдачу дистанционных кредитов для покупателей интернет-магазинов. Если бы не инцидент, описанный выше, я бы с уверенностью сказал: хочешь купить что-то в интернете в кредит, оформи карту с лимитом.

Это проще, чем заполнять различные заявки на сайте магазина, вникать в договор, доставленный курьером, который вряд ли сможет ответить на возникающие вопросы. После оформления ссуды еще придется разыскивать где-то офис банка для внесения ежемесячных платежей.

Карта, скорее всего, обойдется дешевле. Платежи по ней можно вносить, в том числе, в банкоматах с функцией приема наличных.

Вот только нестабильная работа мобильных POS-терминалов заставляет задуматься.

Что касается процедуры оформления дистанционных займов, то она несильно будет отличаться от привычного кредитования в торговых точках. Вопрос с идентификацией клиента (115-ФЗ), так или иначе, решить можно.

А вот минусы для банка вижу, прежде всего, в том, что и так немалые риски мелкорозничного кредитования значительно возрастут. Хотя бы потому, что работа курьера менее контролируема, чем банковского представителя, который сидит в торговой точке.

При этом риски нужно учитывать разные – от репутационных, связанных с имиджем банка, до банального мошенничества.

Потребителю, которому не хватает денег на покупку, использовать кредитную карту в данном случае было бы намного проще… если бы техника работала нормально и интернет-магазины в большинстве своем принимали бы пластик к оплате. Пока это редкость.

Причем банки были бы рады массово охватить виртуальные торговые точки эквайрингом. Я уверен, что инциденты, вроде того, что произошел со мной, будут случаться все реже – по мере замены «допотопных» устройств современной техникой.

Беда заключается в том, что платить за эквайринговое обслуживание желают далеко не все магазины. По этой же причине расплатиться картой, как правило, нельзя и на сайтах российских интернет-продавцов.

Хотя, возможно, с точки зрения мошенничества для простых обывателей – оно и к лучшему.

Смогут ли банки запустить POS-кредитование в интернете так, чтобы от этого был толк для бизнеса и для клиентов – это вопрос. А вот тот факт, что заказав товар в сети, нужно готовить наличные – у меня сомнений не вызывает.

 

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: