Трансформация отношений между рынком труда и системой образования

В течение последних десятилетий в экономике и финансовой системе России произошли кардинальные трансформации.

Марина Федотова, проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Трансформации были связаны со становлением структур рынков труда и капитала, возникновением многоукладной экономики, изменением отраслевой структуры. Их естественным следствием стало также преобразование трудовых отношений, изменение характера отношений между рынком труда и системой образования.

В условиях кризиса профессионализм персонала и эффективность человеческого капитала стали ключевым фактором развития. Так, по мнению большинства экспертов, причинами кризиса на финансовых рынках оказались не только макроэкономические потрясения, но и рядовая некомпетентность, причем на всех должностных уровнях.

Проблема квалификации и компетентности приобретает новое звучание.

На рынке банковских услуг, например, сложилась ситуация, при которой молодые специалисты – выпускники вуза оказываются слабее выпускников колледжей, которые уже имеют конкретную специализацию. В вузах, как правило, сильна теория и отсутствует практическая составляющая, вследствие этого банки вынуждены создавать собственные учебные центры, на базе которых и идет «доучивание» молодых специалистов.

Очень многих актуальных профессий нет среди перечня программ подготовки и в квалификационных справочниках, например такой популярной и востребованной сегодня специализации в области риск-менеджмента, IT-технологий и финансового права.

В этих условиях, когда высокая доходность не обеспечивает рост банковского сектора, работодателям пора существенно изменить взгляд на качество профподготовки своего персонала и сформулировать новый запрос к рынку образования. Работодатель должен понять, что экономическая эффективность в современных условиях обусловлена исключительно специализацией и компетентностью работника.

500 Push Ups for 30 days. Сhallenge. Body transformation


Встал вопрос о необходимости трансформации самой системы организации трудовых отношений, дополнения и усовершенствования системы справочников и классификаторов должностей и профессий. В течение последних лет в стране выстраивается Национальная система квалификаций и компетенций, разрабатываются профессиональные стандарты.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года, к 2015 году должны быть разработаны и утверждены не менее 800 профессиональных стандартов. В соответствии с пунктом 3 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 года, проекты профессиональных стандартов разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования.

Формирование и совершенствование функционирования рынка труда стало важной государственной задачей, в решение которой вовлечены ведущие образовательные центры страны, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов, которая в современных условиях стала играть роль важнейшего фактора экономического роста и развития. Таким образом, рынок труда, новые экономические отношения и требования работодателя диктуют работникам требование обязательного постоянного повышения уровня профессиональной квалификации.

Происходит интеграция науки и образования, с одной стороны, и рынка труда, с другой. Выстраивается эффективная система профессионального образования по модели long life education, в том числе в новые качества и формы приобретают программы в сегменте постдипломного образования.

Вузы разрабатывают и внедряют новые формы и технологии профессионального обучения, массовым становится использование в учебном процессе дистанционного обучения, интерактивных и информационно-коммуникационных технологий.

Финансовый университет активно включен в эти процессы, фактически являясь «зоной» постоянной взаимной «подпитки» образовательных и научно-исследовательских практик. На его базе реализуется проект, цель которого разработка пакета профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка, прежде всего, банковского сектора.

Поэтому мы приглашаем к диалогу участников финансового рынка, готовых поделиться своими практиками. Сейчас проводим серию встреч, цель которой – понять, какие же параметры нужны потребителям наших выпускников.

И мы готовы к коррекции программ обучения в финансовой сфере с учетом сегодняшних потребностей рынка.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: