Магазины обирают владельцев пластиковых карт

Попытка расплатиться в России банковской картой может превратиться в тяжкое испытание: то ее отказываются принимать в магазине, на дверях которого красуются логотипы всех возможных платежных систем, то кассир не знает, какой стороной приткнуть карту к аппарату, то телефонная линия, по которой должна пройти авторизация, занята. Оформлению покупки, казалось бы, минутному делу, приходится посвятить полчаса.

Но потеря времени, оказывается, не самая большая беда. Расплачиваясь картой, можно потерять и деньги. Ольга МАКСИМОВА — Известия

Наш читатель Андрей Леонов выбрал сеть салонов Автомир именно из-за возможности оплатить приглянувшуюся ему Оку (ВАЗ 11113) банковской картой. Карта вполне приличная — валютная Europay/MasterCard Mass Внешторгбанка.

Придя в салон и убедившись, что цена Оки по прайс-листу составляет 68 710 рублей, или 2205 у.е., господин Леонов отправился к кассе. В ответ на его пожелание расплатиться картой и кассир, и менеджер салона настойчиво стали рекомендовать ему воспользоваться наличными, поскольку при оплате картой цена машины, по их словам, возрастет за счет особого курса пересчета рублей в доллары и уплаты 5-процентного налога с продаж.

В результате с карточного счета Андрея Леонова было списано 73 624 рубля 95 копеек, то есть почти на 4915 рублей больше объявленной цены. Я многократно оплачивал картами разные покупки и в России, и за рубежом, но впервые столкнулся с ситуацией, когда товар имеет две цены: одну при оплате наличными и другую — при оплате картой, — удивляется читатель.

Сотрудники справочной службы компании Автомир подтвердили нам информацию, изложенную читателем, и о налоге с продаж, и об особом курсе пересчета, которые действительно установлены почему-то только для обладателей пластиковых карт. Правда, ни одна из сотрудниц не смогла ответить, что именно нужно конвертировать при покупке машины по специальному курсу, поскольку конвертация, по их словам, осуществляется независимо от того, валютная карта у покупателя или рублевая.

Настя и папа играют в магазин игрушек и отель — сборник про сюжетные игры


Также осталось неясным, почему налог с продаж не берется при наличном расчете и берется при оплате картой.

После комментария заместителя финансового директора Автомира Светланы Шестаковой с налогом с продаж все стало более или менее понятно. Дело в том, что оформление покупки осуществляется через офис коммерческого банка, расположенного в салоне Автомира, безналичным путем через договор вклада.

В этом нет ничего удивительного, так поступают многие магазины, торгующие дорогостоящими товарами — автомобилями, мебелью и т.д. Это довольно распространенная российская практика, позволяющая снизить стоимость покупки на 5 процентов, а также принимать у клиентов к оплате валюту.

Однако в ситуации с Леоновым стоимость покупки возросла не на 5 процентов, а на 7,2 процента. Разница, как пояснила Светлана Шестакова, это комиссия, которую салон должен оплачивать банку-эквайреру за обеспечение расчетов при приеме к оплате пластиковой карты.

Комиссию банкам-эквайрерам платят все торговые точки, принимающие к оплате пластик, однако при этом, насколько нам известно, сумму комиссии на клиента не перекладывают. Мотивируя правильность проводимой Автомиром в отношении держателей карт политики, Светлана Шестакова ссылается на письмо МНС от 12 апреля 2000 г. № ВГ-8-02/1692, а точнее, на один абзац этого документа, согласно которому торговая уступка, уплачиваемая предприятием торговли банку, может быть включена в себестоимость продукции.

Насколько данная ситуация соответствует банковской практике, мы попросили прокомментировать авторитетного специалиста по банковским картам. Валерий Торхов, заместитель председателя банка Авангард:

— По правилам международных платежных систем VISA и MasterCard в договоре, который заключают банк-эквайрер и торговая точка, должно быть условие, по которому цена покупки с использованием карты не должна отличаться от цены без использования карты. Текст письма МНС никак не противоречит этому правилу, а касается бухгалтерской отчетности торговой точки и означает, что комиссия, выплачиваемая банку-эквайреру, относится на себестоимость и выплачивается не из балансовой статьи прибыли, а из расходов.

Но это не значит, что уплата комиссии может быть возложена на клиента.

Очевидно, что подобное толкование законов дискриминирует держателей карт и тормозит и без того вялое продвижение цивилизованных форм расчетов в нашей стране. Страдает бренд платежной системы.

— Господин Леонов может обратиться с жалобой к нам, как к эмитенту карты. Мы проинформируем о ситуации платежную систему.

Она, в свою очередь, должна предпринять меры, направленные на устранение нарушения правил, допущенных банком-эквайрером Автомира, — говорит Евгений Дрожжин, начальник отдела развития операций с банковскими картами Внешторгбанка.

Так что если не материальное, то хотя бы моральное удовлетворение Андрей Леонов может получить.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: