Последний шанс

История законодательного регулирования платежей физических лиц развивается по спирали.

Кто шляпку спёр, тот и тётку пришил! Бернард Шоу. «Пигмалион»

Ну, сколько можно спорить, писать, читать, говорить и слушать о них?

Видимо, столько же, сколько о резервах на возможные потери по ссудам. То есть бесконечно.

Вроде бы, всё уже решили. Законы приняли, «терминальщиков» построили, банкоматы и терминалы переоборудовали, налоговые проверки провели.

Комиссии за прием платежей, правда, выросли – ну тут уж, знаете ли, лес рубят… Зато граждане, токмо о благе которых денно и нощно заботятся все участники игры (депутаты, банкиры, налоговики, платежные агенты, платежные системы, а особенно – производители контрольно-кассовой техники), могут теперь спать спокойно – их платежи находятся под надежной защитой федеральных законов № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

И даже отдельные демарши апологетов ККТ, казалось бы, не могут омрачить общую радужную картину всеобщего мира и согласия.

(Кстати, рассмотрение Госдумой законопроекта об оборудовании контрольно-кассовой техникой всех банкоматов и терминалов, внесенного Владиславом Резником, 11 мая перенесено «на более поздний срок»).

Тогда почему же мы опять возвращаемся к этому давно прожеванному кактусу?

А потому, что снова на огород, старательно возделываемый банками, пришли чужие. На этот раз – откуда не ждали: со стороны закона «О связи».

Законопроект № 289583-5 «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи» (в части осуществления расчетов и оплаты за услуги связи)» на прошлой неделе был окончательно одобрен Государственной Думой и передан на подпись Дмитрию Медведеву.

Нелегкая судьба законопроекта № 289583-5 очень напоминает злоключения законов о платежах физических лиц: их тоже долго и мучительно писали и переписывали, утверждали и возвращали на доработку, создавали согласительные комиссии. Тогда победила дружба: Федеральные законы №  103-ФЗ и № 121-ФЗ были подписаны в редакции, более или менее устраивающей все заинтересованные стороны.

Танкомульт: Последний Шанс. Рандомные Зарисовки.


На этот раз все происходит уже по накатанной, а потому быстрее: за полгода законопроект прошел весь путь от регистрации до передачи Президенту.

Ну, наверное, еще и потому, что и сам законопроект значительно короче:

Статья 1

Внести в статью 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст.

3607; 2006, № 10, ст. 1069) изменение, дополнив ее пунктом 4 следующего содержания:

«4. Операторы связи, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом вносится плата за услуги связи, а также привлекаемые ими операторы связи и иные лица вправе осуществлять расчеты с пользователями услугами связи и взимать плату  за услуги связи при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, или банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вот, собственно и все.

На вопрос «кому выгодно» в данном случае ответить легко – операторам связи.

Это они до сих пор преспокойно собирали с населения платежи за свои услуги без всякой помощи как банков, так и разнообразных платежных агентов, попутно и ненавязчиво оказывая гражданам отдельные виды банковских услуг.

Это им с принятием законов № 103-ФЗ и № 121-ФЗ пришлось бы понести «дополнительные расходы, связанные с переустройством существующей инфраструктуры сбора платежей за оказанные услуги связи, а также связанные с пересмотром существующей договорной базы и заключением новых договоров» (цитата из пояснительной записки к законопроекту).

Это им новый пункт статьи 54 закона «О связи» позволит и дальше заниматься любимым делом без дополнительных затрат, без лишних посредников, без чужих регуляторов, без контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и без соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Понятно, что все остальные заинтересованные стороны это не устраивает.

Сходство законопроекта с упомянутыми выше законами о платежах физических лиц заключается еще и в накале страстей, сопровождающих законопроект на всех стадиях его жизненного пути.

Несмотря на лаконичность, законопроект:

— в течение полугода бурно обсуждался профильными комитетами Госдумы;

— претерпел в процессе слушаний существенные изменения;

— после третьего чтения и вовсе был отклонен Советом Федерации;

— в итоге попал на рассмотрение специально созданной для этой цели согласительной комиссии, и… что бы вы думали?

19 мая был принят Госдумой в той самой редакции, которую «завернул» Совет Федерации.

Последнюю отчаянную попытку остановить надвигающуюся «дестабилизацию существующей системы платежей» предприняла Ассоциация российских банков, направившая 20 мая руководителю администрации Президента РФ Сергею Нарышкину письмо, аргументировано доказывающее «недопустимость принятия законопроекта в редакции, одобренной Государственной Думой».

На данный момент информации о подписании закона Президентом, либо о его возврате в Государственную Думу на доработку в СМИ не поступало. Но в любом случае ждать осталось недолго – в ближайшие дни (если не часы) судьба законопроекта, а возможно, и всего рынка платежей физических лиц, будет решена.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: