Последствия несоответствия

Вчера Совет Федерации одобрил проект Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Законопроект № 252249-5 прошел через Госдуму с невероятной быстротой: 9 сентября 2009 года (в 16.56) он был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы, а 21-го сентября его уже одобрил Совет Федерации и направил на подпись президенту. Обсуждать депутатам и в самом деле особо было нечего.

В соответствии с законопроектом до 31 декабря 2010 года включительно приостанавливается действие пункта 2 части 3, пунктов 1 и 3 части 31 статьи 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 48 Федерального закона № 177-ФЗ устанавливает последствия несоответствия банков, которые включены в реестр участников системы обязательного страхования вкладов, требованиям к участию в этой системе. Частью 33 статьи 48 предусмотрена обязанность Банка России в случае несоответствия банка в течение определенного срока требованиям к участию в системе страхования вкладов ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.

Провинившийся банк может обратиться к регулятору за получением соответствующего разрешения вновь не ранее, чем через два года со дня прекращения права на работу со вкладами. Пункты, действие которых приостанавливается, предусматривают следующие варианты нарушений: — банк в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России (невыполнением норматива в отчетном месяце считается его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца); — банк имеет оценку «неудовлетворительно» по одной и той же группе показателей оценки капитала или активов или ликвидности на шесть отчетных месячных дат подряд или на две отчетные квартальные даты подряд; — банк имеет оценку «неудовлетворительно» по группе показателей доходности на две отчетные квартальные даты подряд.

Каптерев: Буланов -последствия несоответствия


Необходимость принятия такого закона, как сказано в пояснительной записке, вызвана тем, что существующая система «не представляет Банку России в условиях кризиса необходимой гибкости в возможности выбора решения». А виной всему оказались — что бы вы думали? — все те же резервы на возможные потери.

Как выяснилось, «по итогам развития ситуации летом 2009 года с учетом влияния кризисных явлений в экономике имеется вероятность ухудшения качества кредитных портфелей банков и, как следствие, необходимость досоздания банками, в том числе системообразующими, дополнительных резервов на возможные потери в значительных объемах, что повлияет на результаты оценки по установленным группам показателей капитала, активов, доходности и ликвидности и на значения обязательных нормативов банков».  Ключевое слово здесь — системообразующие.

Это означает, что даже некоторые «неприкасаемые» банки, которые до сих пор могли не бояться отзыва лицензии за несоблюдение законодательства о противодействии легализации преступных доходов или за предоставление недостоверной отчетности, к осени текущего года пришли с неудовлетворительными финансовыми результатами. Что же до остальных банков, то им радоваться особых поводов нет: обязанность регулятора вводить запрет для банков на работу со средствами населения отменяется, но право-то такое у Банка России остается!

При этом, судя по последним новостям, интерес регулятора к правильности формирования резервов банками только усиливается. Практическая польза от закона не подлежит сомнению: он позволит Банку России не отзывать право на работу со вкладами у «монстров» розничного банкинга.

Но и оборотная у этой медали имеется: когда принятие решения зависит от субъективных оценок, коррупциогенность процесса многократно возрастает. Поэтому, наверное, более эффективной мерой по поддержанию стабильности банковской системы было бы установление регулятором более четких и прозрачных правил формирования самих резервов, а не предоставление возможности отдельным кредитным организациям нарушать установленные требования.

Тем более, что на реальное финансовое положение банков и их заемщиков размер созданных резервов никак не влияет. Но такое решение за 12 дней вряд ли примут. …

А вот интересно, хоть одна плановая проверка Банка России в этом году обошлась без доначисления резервов?

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: