Светлана Шишкова Менеджер интернет-проекта, Москва Подходы к формированию стратегии у корпорации и у стартапа разные. Какие нюансы стоит учесть, чтобы любовно взлелеянная идея не умерла, едва превратившись в новое дело?
Читайте подробности в материале E-xecutive – и начинайте реализовывать свои самые смелые мечты. Вы менеджер – у вас получится!
Реферат статей «Как выбрать бизнес-стратегию» Амара Бхайда и «Стратегия или тактика: точка зрения венчурного инвестора» Артура Рока из сборника «Предпринимательство», серия Harvard Business Review, Альпина Бизнес Букс, М., 2007
Предположим, вы открываете свое дело. Возможно – боссы, закройте уши! – для этого вам даже не придется уходить с текущей работы.
Один известный предприниматель продолжал работать в крупной корпорации даже тогда, когда месячная прибыль его собственного бизнеса превысила его годовой доход в компании, – днем его жена собирала дома компьютеры, а вечером он развозил их клиентам. Вдохновляет?
Так вот, предположим, вы открываете свое дело. Конечно, вам понадобится стратегия.
Учтите, что в старт-апе она отличается от уже действующей компании.
Каким же образом?
К тому времени, как возможность будет полностью изучена, она может полностью исчезнуть
Корпорации буквально помешаны на планировании. Если менеджер крупной компании не может в любой момент, опираясь на результаты всесторонних изысканий, доложить начальству, что он и его сотрудники будут делать через полгода, это воспринимается как нонсенс.
Для старт-апа же нонсенс – долгое и кропотливое изучение обстановки для составления подробного долгосрочного плана действий. У начинающей компании нет ресурсов на масштабные исследования спроса, рынка и тому подобного. Правила победителя таковы:
- Быстро познакомиться со всеми имеющимися возможностями и отсеять бесперспективные.
- Тщательно изучить оставшиеся. Прежде всего – небольшое количество важных моментов.
- Не отделять друг от друга действие и анализ. Не ждать, пока появятся ответы на все вопросы, и в случае необходимости быть готовым сменить курс.
Вам не нужен анализ общей экономической ситуации в мире с расчетом корреляций между временем восхода солнца на Гавайях и покупательной способностью жителей Исландии, чтобы понять, какие идеи сработают, а какие лучше сразу отбросить. Вы же изучили ситуацию, прежде чем затевать свой бизнес, правда?
Информации, которой вы уже владеете, вполне достаточно для принятия решения. Поверьте себе.
Чтобы компания выжила и получила прибыль, нужны одновременно и творческая идея, и умение воплотить ее в жизнь
Вы придумали революционный продукт или предвосхитили тенденцию? Отлично!
Теперь самое время гениально реализовать идею, особенно если ее легко скопировать. Исключительное качество реализации компенсирует даже неоригинальность замысла, а умение делать быстро и хорошо для старт-апа часто важнее блестящей стратегии.
Более того, и инвесторы считают, что в стратегии нет ничего сложного, а вот тактика, то есть ежедневное принятие решений по управлению компанией, – другое дело. А залог тактических успехов – это люди.
То есть вы – да, лично вы – и ваша команда.
В команде же особую роль играет человек, который будет заниматься финансами. Если вы согласны, что финансовый менеджер должен пристально следить за всеми операциями и создать адекватную систему контроля, то, скорее всего, вам удастся осуществить ваши намерения и создать жизнеспособное предприятие.
Если вы нацелены на масштабный бизнес, вам как хозяину потребуется умение управлять компанией на каждой из стадий ее развития. На первом этапе вы делаете все сами – участвуете в разработке продукта, продаете его и так далее.
Потом вы нанимаете других, чтобы делать это, – но они подчиняются лично вам, поэтому вы каждую минуту в курсе всего происходящего. А затем, если все идет хорошо, у людей, которых вы наняли, появляются – слой за слоем – подчиненные, и вы уже руководите компанией, узнавая о ситуации на местах из третьих рук.
В каждый из этих периодов вам нужны навыки руководства разного типа. Идеальный «отец-основатель» может успешно руководить компанией со старта и до своего ухода на покой.
А еще он прекрасный менеджер, потому что без управленческого таланта и навыков компания просто развалится. Предприниматель без управленческой жилки – всего лишь промоутер.
Скальпинг на форекс: стратегия Победа
Отличная идея, если она не воплощена в жизнь, остается всего лишь отличной идеей, а классный менеджер – беспроигрышный вариант. Если стратегия не работает – он придумает новую, если конкуренты берут за горло – он найдет свой «голубой океан».
Но ведь вы-то уже менеджер со стажем, так что у вас все получится!
Нет единственного типа идеального предпринимателя
Есть много трудов, анализирующих качества, нужные для успеха на ниве предпринимательства. Забудьте их все!
Неважно, какой у вас тип личности, – в любом случае у вас есть шанс добиться успеха.
Удачливым предпринимателем может быть человек коммуникабельный или молчаливый, с аналитическим или интуитивным складом ума, осторожный или смело идущий на риск. Главное, чтобы свой стиль у вас был, а ваша компания его чувствовала.
И важно, чтобы ваш характер соответствовал характеру вашего дела. Поэтому в первую очередь четко сформулируйте:
- Каких целей вы хотите достичь. Предпринимателю-революционеру, решившему перевернуть целый мир, придется быть практически сверхчеловеком – энтузиастом, организатором, лидером и «многостаночником», способным держать все под контролем. Бизнесмену, работающему на небольшом сегменте рынка, скорее пригодится мастерство договариваться об использовании чужих ресурсов по своим правилам и способность ненавязчиво «втереться в доверие» к потребителю. А тому, чей бизнес – спекуляции на колебаниях цен, понадобится умение быстро реагировать, торговаться и привлекать средства на своих условиях.
- Какие внешние изменения дают вам преимущества. Революционеру и «нишевику» легче в новой или меняющейся отрасли, чем в сформировавшейся: не слишком продвинутые конкуренты и потребители терпимы к неопытным продавцам и несовершенным товарам, а дефицит помогает получить прибыль. Спекулянту открывают возможности для поживы внешние перемены вроде падения цен на недвижимость или электроэнергию.
- Какие средства конкуренции вам доступны. В фармацевтике, гостиничном бизнесе или производстве потребительских товаров доходность компании во многом зависит от активов, которыми она владеет или которые контролирует, – инновационной технологии, продукта или стратегии, патентов, местоположения, бренда. Козырем консультантов, инвестиционных банкиров и специалистов по управлению инвестициями может стать эксклюзивное обслуживание по индивидуальному заказу, энергия, талант продавца, контакты, профессиональная репутация. В любой отрасли, где значим эффект масштаба, предпринимателю понадобится умение формировать команду звезд и эффективно управлять ею.
Пережить неизбежные разочарования на тернистом пути к успеху помогает любовь к избранному делу
Оцените риски и выгоды вашего потенциального бизнеса по сравнению с другими проектами. Выявите узкие места и подумайте, как вы будете выкручиваться, если порвется именно там, где тонко.
Например, если у вас ограниченные финансовые ресурсы, лучше выбрать не капиталоемкое начинание, а дело, которое быстро принесет денежную отдачу. Ищите варианты, в которых риск ошибки невелик, а простые операции потребуют низких издержек.
И остановитесь на каком-то одном проекте – едва ли вы потянете несколько начинаний сразу.
Пусть бизнес соответствует тому, что вы цените и любите делать. Представьте, чем вам придется пожертвовать, чтобы достичь цели, – эта жертва не должна быть чрезмерной.
Общее правило: ваша компания должна давать вам такой доход и такое моральное удовлетворение, которые пресекут ваше сожаление о других нереализованных возможностях. Ваши личные предпочтения определяют облик вашего бизнеса.
Если вы не горите желанием изменить мир и не готовы к жестоким провалам, не ввязывайтесь в революционные авантюры. Если вы мечтаете о миллионах и миллиардах, не занимайтесь консалтингом или оказанием рекламных услуг – это дело не требует больших начальных инвестиций, но и в качестве отдачи принесет скорее удовольствие от общения и просто приличный доход, чем истинное богатство.
Если вам не нравится заключать сделки, полагаясь на удачу, и шокировать публику, не становитесь спекулянтом.
Если выходишь на беговую дорожку, нужно верить в свою способность прийти к финишу первым, кто бы ни бежал рядом с тобой
Прежде всего – начните! Решительный шаг рождает уверенность и в вас, и в тех, кого вы хотите видеть своими соратниками.
Ключевые сотрудники и инвесторы часто идут за тем, кто сделал подобный шаг: «ага, если этот человек ушел ради этого с престижной работы или потратил на это кучу денег, или уже зарегистрировал компанию – значит, это серьезно, он верит в свое дело, значит, и нам можно верить ему; пора идти за ним, а то можно многое упустить». И пусть ваша уверенность порой близка к самоуверенности – главное не лгать себе и не подтасовывать действительное под желаемое, вовремя распознавать неточности и корректировать курс.
Тогда ваша решимость окупится сполна.
И не надо постоянно оглядываться по сторонам в попытках подтвердить свою правоту внешними данными. Будьте только готовы:
- начиная высокотехнологичный бизнес – в любой момент утратить лидерство из-за свежей инновации конкурентов;
- выходя на быстро меняющийся рынок – не зацикливаться на долгосрочной стратегии, больше внимания уделять операционному анализу планированию;
- занимаясь спекуляциями – определять тренды и возможности придержать активы до момента, когда их можно будет продать с прибылью;
- зарабатывая деньги на постоянной деятельности, а не на правах собственности – наилучшим образом использовать любой мимолетный шанс.
Все данные, которые вы собираете, должны помогать вам решать именно эти, главные для вас задачи. Остальные сведения, как бы полны и красивы они ни были, вам не нужны – не тратьте ресурсы на их получение.
Конечно, вам нужна стратегия. Только помните, что бизнес – это не космический корабль, рассчитать все заранее невозможно.
Общаясь с людьми, вы будете пытаться заинтересовать их своим продуктом, и их реакция подскажет вам, куда лучше повернуть.
Естественно, не у каждого нужно идти на поводу, но почти наверняка вам придется несколько раз менять стратегию по ходу дела.
Реферат подготовила Светлана Шишкова, E-xecutive