Дмитрий Малютин Менеджер интернет-проекта, Москва
Часто фирмы предпочитают обходиться без юридического сопровождения и обращаются за правовой помощью только тогда, когда вопрос уже превратился в практически проигранный спор в суде или в возбужденное уголовное дело. О том, как это предотвратить, – статья для предприятий, имеющих большую дебиторскую задолженность, очевидна и опять же связана с экономией времени. Наличие двух десятков судебных процессов может лишить одного или даже двух штатных юрисконсультов мобильности и возможности выполнять свои непосредственные задачи.
К достоинствам внешних специалистов можно отнести более высокую профессиональную подготовку в решении таких задач, которые в работе штатного юриста не возникали. Юристы консалтинговых фирм имеют более узкую специализацию, а соответственно, более обширный опыт и глубокие знания в вопросе.
Юристы консалтинговых фирм, как правило, имеют отработанные методики и технологии совершения юридических действий – будь то регистрация фирм, разрешение спора в суде или подготовка юридического заключения. В штате консалтинговых фирм состоят специалисты различных направлений, что способствует комплексному подходу к решению вопроса.
Консалтинговые фирмы несут материальную ответственность за результат поручения и заинтересованы в конечном результате, поскольку положительный результат, как правило, приносит «гонорар успеха». Ненадлежащее исполнение своих обязанностей может повлечь требование о возврате аванса и возмещении убытков.
В случае победы в судебном споре расходы на юридическую фирму можно возложить на другую сторону по спору.
Основные недостатки привлеченных специалистов обратны достоинствам штатного юриста. Менее глубокое знание специфики и структуры предприятия, территориальная удаленность, дополнительные экономические затраты нельзя сбрасывать со счетов.
Принимая решение о привлечении сторонних юристов, руководитель должен трезво оценить возможности юристов предприятия решить поставленные перед ними задачи, соотнести время и необходимые ресурсы, которые будут затрачены предприятием для достижения цели. Экономия на профессионалах часто приводит к несоизмеримым затратам и, к сожалению, к невосполнимым убыткам.
За счет чего достигается снижение затрат при привлечении сторонних специалистов? Организации не приходится тратить деньги и время на подбор, адаптацию, обучение, мотивацию, удержание персонала и его информационную поддержку, кроме того, компания не несет расходов на создание и содержание рабочих мест.
Кроме того, такая форма привлечения персонала позволяет не платить страховые взносы с фонда заработной платы работника. При этом затраты на абонентское юридическое обслуживание (юридический аутсорсинг) включаются в состав расходов при определении налогооблагаемой базы, что приносит дополнительную экономию для вашего бизнеса.
Кроме того, компания-аутсорсер оказывает юридические услуги непрерывно. Поскольку ответственность за оказание юридически услуг несет фирма, а не конкретный юрист, то заказчику можно не бояться, что юрист заболеет в самый не подходящий момент, не уйдет в отпуск или не уволится.
Приведем еще несколько аргументов в пользу привлечения юридической компании. Единственный юрист на предприятии не может быть осведомлен обо всех вопросах, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.
[Russian] How to organise kids closet
Следовательно, на решение внутрикорпоративного вопроса у него будет уходить гораздо большее количество времени, а качество решения проблемы, скорее всего, будет желать лучшего. Поэтому несложно ответить на вопрос о том, кому выгоднее поручить проект по разработке юридической структуры холдинга группы компаний, юридической фирме, которая уже реализовала сотни таких проектов или штатному юристу, который вполне справляется с текущей работой, но не знает, как подступиться к серьезной системной задаче.
Кому лучше поручить судебную тяжбу с налоговым органом? Юридической фирме, у которой в штате есть налоговые юристы, специализирующиеся на таких спорах или штатному юристу, который столкнулся с налоговыми вопросами в первый раз?
Ответы очевидны.
В юридических компаниях работают эксперты разной правовой направленности, специализирующиеся на различных отраслях права и благодаря специфике своей работы, имеющие большой опыт, как судебной практики, так и в решении ежедневных хозяйственных вопросов. При этом на вашу организацию будет работать не один юрист, а целая команда.
По статистике, 30-50% рабочего времени работник (штатный юрист) тратит впустую. На решение нестандартных задач штатный юрист, по сравнению со специализированным юристом, тратит в 3-6 раз больше времени.
При абонентском обслуживании юридической компанией оплачиваются только часы продуктивной работы юристов, специализирующихся на вашей проблеме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что абонентское обслуживание более выгодно в экономическом и профессиональном плане, особенно для представителей малого и среднего бизнеса.
Вот основной набор функций и задач, которые, как правило, отдаются внешнему консультанту:
- Юридические консультации по всем правовым вопросам деятельности организации;
- Представление интересов и участие в переговорах с контрагентами и партнерами;
- Юридическое сопровождение сделок;
- Представление интересов в государственных органах;
- Подготовка письменных юридических заключений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организации;
- Проверка и правовой анализ всей юридической документации, в том числе учредительных документов;
- Ведение кадрового делопроизводства, заключение и расторжение трудовых договоров;
- Договорная и контрактная работа, составление протоколов разногласий. Выдача рекомендаций по внесению изменений в заключаемые договоры, согласование, оценка правовых рисков;
- Юридическое сопровождение регистрации юридических лиц, их представительств, а также изменений в учредительные документы;
- Регистрация товарных знаков, патентов, авторских прав, интелектуальной собственности. Юридическая помощь при оформлении лицензий, сертификатов, разрешительной документации. Вступление в СРО.
- Оценка перспективности судебного разбирательства, с выдачей письменного заключения;
- Претензионная работа.
- Досудебное урегулирование споров;
- Представление интересов в суде, полное ведение судебных дел.
Итак, проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что выбор между штатным юристом и консультантами зависит от конкретных целей и задач, от индивидуальных особенностей организации и конкретных обстоятельств. Кроме того, если сфера деятельности фирмы достаточно широка, то не обязательно ставить себя перед выбором, можно в каждом конкретном случае комбинировать преимущества штатного юриста и стороннего консультанта.
Оптимальным решением может стать гибкое сочетание этих двух форм юридического сопровождения. Можно оставить штатному юристу текущие вопросы, решения которых требуется постоянного присутствия в компании.
Таких, например, как ведение корпоративных документов, оформление текущих договоров, участие в переговорах с партнерами и клиентами, разработка документации, связанной с кадровым делопроизводством. Вопросы ведения судебных дел по взысканию дебиторской задолженности, налоговые споры, вопросы разработки юридической структуры бизнеса и прочие особо сложные проекты можно поручить консалтинговой компании, а штатный юрист в этом случае, выступит координатором проектов со стороны предприятия.
Надеемся, что, прочитав эту статью, вы нашли ответ на вопрос о том, каким образом более целесообразно организовать работу по юридическому сопровождению вашей компании, какие плюсы и минусы есть у консалтинговой компании и штатного юриста и смогли принять верное решение.
Дополнительная информация на сайте kskgroup.ru
Партнерский материал