Действуй или проиграешь!

Елена Тульбович Нач. отдела, зам. руководителя, Украина Современный бизнес может быть либо быстрым, либо мертвым. Успешные предприятия действуют быстро.

Ведь достоверная и своевременная информация, инструменты анализа – все это неотъемлемые атрибуты успешных компаний. Что помогает им быть быстрыми и выигрывать?

Разобраться в этом вам поможет статья участника Сообщества Елены Тульбович.

Елена Тульбович

Бизнес и экономика ИТ. Стратегия эффективного управления

Современный бизнес может быть либо быстрым, либо мертвым

Мировой финансовый кризис, удорожание кредитных ресурсов, обязательства Украины перед ВТО, все это создает значительные трудности отечественным предприятиям, нацеленным на развитие. В борьбе за инвестиции, на первый план выходит операционная эффективность отечественных предприятий.

Насколько эффективны отечественные предприятия сегодня и можно ли за счет взвешенного использования информационных технологий повысить эффективность бизнеса? Давайте попробуем разобраться.

В 2008 году в рамках программы «Стратегия эффективного управления», было проведено исследование, цель которого определить, насколько эффективно национальные предприятия используют информационные технологии.

Почему цель исследования сформулирована именно таким образом? Оказывается, для бизнеса среднего и крупного размера информационные технологии являются наглядным показателем операционной эффективности предприятия в целом.

Управлять крупным бизнесом без использования специализированных ИТ-систем не представляется возможным. Слишком много информации нужно проанализировать, чтобы принять даже самое простое решение.

Достоверная и своевременная информация, инструменты анализа – все это неотъемлемые атрибуты эффективного бизнеса. Поэтому, чем эффективнее предприятие, тем более зрело используются на нем информационные технологии.

А значит, тем выше процент бизнес-процессов, работа которых автоматизирована в масштабе всего предприятия.

С другой стороны, статистика свидетельствует, что эффективность организации ИТ-службы в 98% случаев не превышает эффективности основных бизнес-процессов всего предприятия.

Именно поэтому эффективность использования информационных технологий была выбрана в качестве объекта исследования.

Различные предприятия зависят от информационных технологий в разной степени. Поэтому, к участию в исследовании были приглашены компании тех отраслей, где зависимость от ИТ достаточно велика.

Участниками исследования были более 150 предприятий из следующих отраслей направлений деятельности:

 

  • Производство и Дистрибуция

60%

  • Оптовая и розничная торговля, торговые сети

20%

  • Кредитно-финансовые организации

10%

  • Наукоемкое производство и проектирование

10%

К исследованию привлекались крупные предприятия с отечественным капиталом, количество сотрудников в которых превышает среднее по их отрасли. Необходимым условием для включения в выборку было стабильное развитие предприятия в течение последних пяти лет.

Было установлено, что у 92% предприятий-респондентов информационные технологии используются лишь для решения учетных задач. Это задачи бухгалтерского и складского учета, торгово-кассовые операции, задачи хранения и обмена документами.

На сегодняшний день, программное обеспечение, решающее задачи управления предприятием, автоматизации логистики, анализа и прогнозирования этими предприятиями не используется.

При этом 47% предприятий-респондентов активно используют программное обеспечение, разработанное собственными ИТ-департаментами. Однако большая часть руководителей этих предприятий (более 85%) высказывало желание отказаться от использования собственных ИТ-разработок в пользу их промышленных аналогов.

Причиной тому, с одной стороны, является то, что собственные разработки уступают промышленным как в плане функциональности, так и в плане расширяемости и устойчивости. С другой стороны, процесс разработки, зачастую, в ИТ-департаментах организован не достаточно эффективным образом.

Например, установлено, что процесс планирования разработок ПО используют только 14% предприятий, имеющих отдел разработки. Практически все из них (98 %), признают, что реальный бюджет, затраченный на ту или иную разработку ПО, по разным причинам, более чем на 70% превышают запланированный.

Отказаться же от использования собственных разработок мешает, с одной стороны, неразвитость рынка готовых решений, адаптированных под реалии отечественного бизнеса. Стоимость же заказного программного обеспечения часто не соответствует финансовым возможностям предприятий-заказчиков.

С другой стороны, немаловажным фактором, тормозящим внедрение промышленных ИТ-систем, часто является неготовность предприятий к кардинальным изменениям. Любое внедрение – это, в первую очередь, перестройка бизнес-процессов предприятия, оптимизация организационной структуры и зон ответственности, и только потом переход к использованию нового программного обеспечения.

Многие предприятия к таким изменениям своего бизнеса просто не готовы. Трудности возникают уже на этапе определения стоимости проекта внедрения и оценки возврата инвестиций от его реализации.

Поэтому наименьшим злом руководители считают оставить ИТ-системы «как есть».

Основной функцией ИТ-служб на предприятиях, принявших участие в исследовании, является сервисная: поддержка и сопровождение информационных систем и корпоративной сети компании, поддержка пользователей, и так далее. Как же обстоят дела с эффективностью такого ИТ-сервиса?

Согласно результатам исследования, только 15% предприятий-респондентов в своей деятельности ИТ-подразделения пытаются целенаправленно применять рекомендации ITIL. Из них в 95% случаев «Центр обслуживания» (Service Desk) является единственным реализованным процессом ITIL.

Нельзя не отметить недостаточный уровень информированности руководителей предприятий-респондентов о рисках, связанных с ИТ. Парадоксально, но 85% руководителей компаний не рассматривают свои информационные системы и сети в целом как рисковый компонент.

ХВАТИТ ДУМАТЬ, ДЕЙСТВУЙ почему жить нужно именно сейчас #cryptoakula


В то же время, респонденты подчеркивают и выделяют для себя проблемы, связанные с воровством или утечкой конфиденциальных данных, которые могут стать достоянием общественности. Беспокоит также руководителей и проблема нарушения непрерывности бизнеса, длительных сбоев в работе предприятия, связанных с выходом из строя ИТ-системы.

Проведенное исследование показало, что большинство предприятий не считает актуальными вопросы повышения операционной эффективности, оптимизации бизнес-процессов, контроля рисков. Также не уделяется внимания минимизации непродуктивных затрат и построению эффективных механизмов управления.

Однако сложившиеся экономические условия вынуждают все большее количество руководителей пересмотреть свою точку зрения на вопросы эффективности. Удорожание кредитных ресурсов, рост цен на энергоресурсы, обязательства Украины перед ВТО – все это как нельзя более жестко способствует пересмотру отношения топ-менеджеров к эффективности своих предприятий.

Чтобы повысить эффективность деятельности, как правило, необходимы достаточно серьезные изменения организационной структуры и бизнес-процессов компании. В то же время, одно лишь осознание необходимости проведения изменений на предприятии не гарантирует их успеха.

Часто сотрудники предприятия не обладают опытом, достаточным для успешного проведения преобразований. Трудности возникают еще на этапе планирования: ошибки оценки бюджета, временных рамок, перерасход ресурсов, недооценка рисков и так далее.

Все это, к сожалению, может достаточно болезненно сказаться на жизнеспособности компании в целом.

Эффективным инструментом проведения организационных преобразований может служить привлечение к ним независимой консалтинговой компании, обладающей соответствующим опытом. Однако такое решение не всегда очевидно для руководителя, так как традиции привлечения консультантов в нашей стране пока не развиты.

Ситуация на предприятиях, которые без преувеличения можно назвать лидерами в своих отраслях, отличается коренным образом. Правильная организация ИТ неотъемлемая составляющая их эффективного бизнеса.

Общей чертой предприятий-лидеров является ориентация на «собственные силы», т.е. принцип построения ИТ, гарантирующий минимальную зависимость от недостаточно развитого ИТ-рынка Украины.

Разработку программного обеспечения силами собственных ИТ-департаментов руководители этих предприятий считают фундаментом конкурентного преимущества. Как правило, в основе собственных разработок лежит промышленная ИТ-система, предполагающая возможности расширения и различных доработок.

Процесс разработки в этих компаниях можно характеризовать, как достаточно зрелый, и профессиональный. И, хотя финансирование коллектива программистов высокой квалификации крайне затратно для предприятия, руководители утверждают, что дело того стоит.

Сервисные ИТ-службы, как правило, существуют отдельно от служб разработки. Однако общие тенденции просматриваются и здесь: это высокая квалификация сервисных инженеров и использование сервисными подразделениями рекомендаций ITIL.

В сложившихся рыночных условиях «ориентацию на собственные силы» следует признать временной. Однако, на данный момент, эту стратегию можно считать наиболее приемлемой.

Опыт ближайших соседей Украины, которые уже прошли этот путь, свидетельствует об этом. На основании того же опыта можно ожидать развития ИТ-подразделений в автономные сервисные компании, а позднее, возникновение на их основе компаний системных интеграторов.

Однако все это – возможный сценарий отдаленного будущего. Пока эффективная организация ИТ для большинства предприятий, как показало исследование, это то, к чему только предстоит прийти.

Петр Чернышов, генеральный директор компании «Славутич», Carlsberg Group:

«Для того чтобы двигаться вперед нашему предприятию, безусловно, нужны информационные технологии. Однако, мы анализируем, какие именно результаты та или иная технология может принести нашей компании.

IТ для нас играет важную роль только тогда, когда приносит прибыль бизнесу.

Чтобы достичь этого – двигаться вперед эффективно, собственникам предприятий имеет смысл нанимать менеджмент, который бы понимал важность информационных технологий для бизнеса и который умеет их грамотно использовать. Мы полагаем, что в данном контексте нашим конкурентным преимуществом является не столько внедренные у нас системы управления производственными процессами, сколько люди, обученные на них работать и принимать управленческие решения исходя из информации, которую эти системы предоставляют».

Алексей Будник, компания «Витмарк Украина», директор департамента IT:

«Эффективное управление компанией на сегодняшний день без ИТ – невозможно. Как известно, управление – это принятие решений, которые основываются на учетных данных.

То есть, для того, чтобы принять правильное управленческое решение, надо быть в курсе всех событий, всех тенденций, надо быть полностью посвященным во все «цифры», которые собирает ИТ-департамент. Именно поэтому ИТ служит некой базой, платформой для принятия управленческих решений.

Раньше предприятия работали без компьютеров, локальных и глобальных компьютерных сетей, без EPR, MRP, CRM и других систем – вся работа велась на бумаге, процесс сбора информации был медленным и неточным. Сегодняшние требования рынка – это быстрота реакции и точность.

Соответственно, все предприятия стараются автоматизировать максимальное количество процессов, протекающих в компании. Бизнес-процессы сами по себе от ИТ не зависят, однако эффективное управление ими напрямую зависит от ряда параметров: от полноты и правдивости данных, от скорости их получения, от доступных инструментов их анализа.

Для того, чтобы руководитель мог принять правильное решение, ему необходима возможность получить как консолидированную информацию по бизнес-процессу, так и возможность углубится в детализацию и понять суть происходящего.

Информационные технологии на современном предприятии – это вынужденная необходимость, то, без чего современное предприятие не может эффективно функционировать. Развитые информационные технологии в компании дают базу, на основе которой в компании будут наращиваться конкурентные преимущества.»

Дмитрий Шелудько, председатель правления ЗАО «Одесский коньячный завод»:

Современный бизнес может быть либо быстрым, либо мертвым. Мы в своей компании стараемся делать бизнес быстро.

И его можно сделать быстрым, только используя современные информационные технологии.

С нашей точки зрения, информационные технологии должны давать возможность получать информацию в онлайн режиме, получать ее непрерывно, без сбоев. Каналы получения информации должны быть дублированы, ибо даже кратковременный сбой в получении информации может принести убытки для нашего бизнеса.

Информация должна быть своевременна и достоверна.

Резюмируя опыт лидеров рынка, их подходы к управлению ИТ, в ходе исследования была сформулирована общая стратегия эффективного управления ИТ, ориентированная на национальную специфику. Стратегия включает:

  • перевод сервисных ИТ-подразделений предприятий на работу в режиме «внутреннего аутсорсинга», т.е. на самоокупаемость и частичную автономию в рамках структур основного предприятия;
  • использование рекомендаций ITIL при организации работы сервисных подразделений;
  • автоматизацию бизнес-процессов предприятия по принципу «разумной достаточности», т.е. решение принимается на основании ROI проекта автоматизации;
  • жесткая регламентация деятельности отдела разработки программного обеспечения на основании соответствующих стандартов (например, SCRUM)
  • внедрение системы мотивации ИТ-специалистов;

Не всегда перечисленные выше меры могут быть предприняты предприятием самостоятельно. Особенно в том случае, когда предприятие не может позволить себе неограниченно долгий период реорганизации, бывает полезным помощь консалтинговых компаний, имеющих опыт оптимизации ИТ-предприятий отрасли.

Возвращаясь к тезису о том, что ИТ – наглядный показатель операционной эффективности предприятия в целом, что же можно сказать о ситуации, сложившейся в Украине? На данный момент, для предприятий украинской экономики характерен экстенсивный метод развития бизнеса, который предполагает, что привлечение дополнительных ресурсов предпочтительнее эффективного использования имеющихся.

Лишь малая часть руководителей отечественных компаний предпринимают действенные шаги по увеличению операционной эффективности своих предприятий.

Однако сложившаяся в последний год экономическая ситуация более не способствует экстенсивному росту. Поэтому некоторые отечественные предприятия, планирующие привлекать инвестиции в развитие своего бизнеса, уже идут другим курсом: ведутся работы, направленные на повышение операционной эффективности, а также эффективности бизнеса в более широком смысле.

Для таких предприятий стратегия эффективного управления информационными технологиями является неотъемлемым инструментом достижения поставленных целей.

Впервые опубликовано на порте «Корпоративный менеджмент» и на сайте компании BENEFFY Consulting

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: