Долги жкх не скоро попадут в кредитную историю?

Бюро кредитных историй хотели бы включать в накапливаемые блоки данных по заемщикам информацию по долгам в сфере жилищно-коммунальных услуг. Но, скорее всего, это станет возможным, только когда в сегмент ЖКХ придет реальная конкуренция.

Созданное в апреле этого года «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) выступило с идеей включать в кредитные истории россиян данные о задолженностях за коммунальные услуги. Согласно статистике Минрегионразвития, на сегодня задолженность по коммунальным платежам в России достигла 170 млрд. рублей.

И инициатива ОКБ вызвала у участников рынка живейшее одобрение. «Мы рассматриваем это, как один из важных шагов к обеспечению информационной прозрачности на финансовом рынке, – прокомментировал событие старший вице-президент «Национальной службы взыскания» Сергей Шпетер. – За рубежом передача данных о неуплате услуг ЖКХ – давно устоявшаяся практика».

Правда, генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский заявил о намерениях таким образом пополнять кредитные истории не пресс-релизом или в ходе пресс-конференции, а в беседе с корреспондентом «Известий». То есть информация не получила официального статуса.

И обращение к «доверительному» формату имеет объективные причины. С одной стороны, это юридические препоны на пути реализации проекта, с другой – неразвитость самого рынка услуг в сегменте ЖКХ.

К юридическим препонам прежде всего следует отнести собственно профильное законодательство. «Включить данные о том, как гражданин обслуживает свои обязательства по жилищно-коммунальным услугам, напрямую в кредитную историю сейчас нельзя, – поясняет генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, – так как состав кредитной истории четко регламентирован законом «О кредитных историях».

Однако ничто не мешает создавать отдельный информационный продукт. «Обеспечить доступ кредиторам к соответствующим базам юридически и технически вполне реально», – продолжает Викулин. И естественно, самым готовым с технической и организационной точки зрения инструментом обеспечения банков такой информацией как раз и является институт бюро кредитных историй».

Следующую и гораздо более «болезненную» юридическую преграду ставит нежелание участвовать в начинании самих должников. То есть россияне, задолжавшие за свет, газ и воду, вряд ли по доброй воле согласятся, чтобы информация об их долгах где-нибудь накапливалась.

Бабуля В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ! КАК ПОПАСТЬ В ДОМ БАБУЛИ! Fun video for kids real life


А без такого согласия дело с мертвой точки не сдвинуть.

«Сегодня обойтись без согласия должника невозможно, так как это будет противоречить закону о персональных данных», – уточняет Шпетер. «Никаких обходных механизмов, позволяющих не спрашивать «добро» у самого должника, нет, – вторит представитель Агентства финансовой и правовой безопасности Дарья Семенова. – Законодательство достаточно четко устанавливает возможности по обработке персональных данных, защищая в одинаковой мере и должников и прилежных плательщиков».

Напомним, закон «О персональных данных» регламентирует порядок работы с персональными данными физических лиц, в том числе клиентов банка, в соответствии с которым предоставление персональных данных третьим лицам возможно лишь при условии наличия согласия заемщика, данного им с соблюдением всех требований, установленных законом.

Впрочем, в принципе и эта проблема решаема. Ведь еще несколько лет назад аналогичная картина наблюдалась в самом банковском секторе.

Заемщики запрещали сотрудникам бюро кредитных историй сообщать информацию о задолженностях другим банкам. И теперь согласие заемщика в случае неисполнения им платежной дисциплины на такую операцию автоматически включается в договор займа. «По нашему мнению, через некоторое время это станет практикой и для сектора ЖКХ», – полагает Шпетер.

Более того, добросовестным плательщикам новая практика пойдет только на пользу, поскольку позволит формировать положительную кредитную историю. «Плюсы очевидны – накапливая положительную платежную историю в сфере ЖКХ, гражданин получает дополнительную возможность воспользоваться кредитными продуктами банков на лучших условиях», – рассуждает маркетолог-аналитик MorganStout Иван Комиссаров.

На пути начинания есть третий «подводный камень». Самый «тяжелый». Как пояснили Bankir.Ru в ОКБ, кроме проблем с согласием должника, есть и проблемы с заинтересованностью самих компаний ЖКХ.

Если на Западе клиент может выбирать, какая компания будет его обслуживать, то в России, увы, такого выбора нет. Кроме того, на Западе кредитная история влияет на тарифы, по которым клиент обслуживается.

Помимо этого, информация о финансовом поведении потребителя позволяет компаниям ЖКХ предотвратить надвигающиеся задолженности и неплатежи и таким образом существенно снизить свои расходы. Соответственно, предприятия сферы ЖКХ заинтересованы в сотрудничестве и обмене информацией с бюро кредитных историй.

В России такой заинтересованности в сфере ЖКХ пока нет.

Пока каждое предприятие – монополист на своем участке, ему все инновации будут «до лампочки». «К сожалению, предприятия ЖКХ не очень поворотливы, – рассказывает Викулин. – НБКИ, например, постоянно ведет переговоры с такими структурами, но практической реализации пока нет».

Соответственно, как отмечает Комиссаров, процесс «обогащения» БКИ данными о платежной истории в коммунальном секторе – дело не одного года.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: