«Если господин бородин верит в свои активы — пусть продаст и погасит кредит»

Президент Банка Москвы Михаил Кузовлев впервые с момента своего назначения ответил на вопросы читателей сайта Ъ в прямом эфире Коммерсантъ FM. Интервью брали заместитель шеф-редактора ИД «Коммерсантъ» Илья Булавинов и корреспондент отдела финансов газеты «Ъ» Юлия Локшина.

— Добрый вечер. Я представляю своих коллег в студии радио новостей.

Заместитель шеф-редактора издательского дома Коммерсантъ Илья Булавинов и корреспондент отдела финансов газеты Коммерсантъ, Юлия Локшина.

— Добрый день, я хотел бы сразу сказать, что наши слушатели могут задавать свои вопросы на сайте Коммерсантъ FM. А также на официальном Twitter радиостанции по адресу Кfm936.

И первый вопрос. В конце прошлого года, группа ВТБ заинтересовалась Банком Москвы. Приобретения первых пакетов акций состоялись в начале года.

Почему ВТБ заинтересовался этим банком?

— Ну, знаете, Банк Москвы всегда был хорошим финансовым институтом, хорошо представленным в Москве, в московском регионе, имеющем, кроме этого, достаточно широкую федеральную сеть. Это был и есть сейчас банк с достаточно большим кредитным портфелем, с хорошими банковскими технологиями, ориентированный на работу с предприятиями города, очень успешный в этой своей части.

Безусловно, для всей группы ВТБ, как и для любого участника рынка, когда-то эволюционное развитие исчерпало все свои возможности, и на примере группы ВТБ, группы развиваются, достаточно долгое время, уже путем сделок слияний-поглощений.

Тут очень много хороших примеров. Например, ВТБ 24, который был создан на базе столкнувшегося с финансовыми трудностями Гута-Банка.

Мы таким же образом приобрели сеть банков в Западной Европе. По такому же принципу банк ВТБ развивался и во многих странах СНГ.

Поэтому приобретение Банка Москвы и вообще Банк Москвы как цель для возможного поглощения — это логично вытекало из всей стратегии развития группы ВТБ.

Как, собственно говоря, предмет поглощения Банк Москвы всегда был очень привлекательным в силу своей хорошей позиции, которую он занимает в московском регионе. Это вторая по величине сетка продаж.

Робокар — мультики про машинки — Храбрый господин Масти (HD) — Серия 43


Свое умение работать с муниципальными предприятиями, более 60 тыс. московских предприятий являются его клиентами. Это банк с сильной розницей, более 9 млн клиентов.

Банк, который был не только банком, обслуживающим Москву и московский регион, но и тот, который был инициатором и начинателем многих технологических инициатив, которые мы с вами знаем.

Это банк, на базе которого была сделана Социальная карта москвича. Биллинг коммунальных платежей московских предприятий тоже базируется на расчетной системе Банка Москвы — это 20% коммунальных платежей в московском регионе.

Достаточно сильный финансовый институт.

— И, тем не менее, сделка была проведена без детального анализа. Вы очень торопились.

Вы стремились купить банк без конкурса. Вы не пустили Альфа-Банк, UniCredit Group, которые тоже были заинтересованы в этой покупке. И, почему вы так упорно настаивали на продаже банка без конкурса?

Почему так торопились его приобрести?

— Я бы не сказал, что без детального анализа. Мы проводили процедуру.

— То есть, вы знали, что 350 млрд кредитов — это проблемные кредиты?

— Конечно, нет.

— А тогда в чем детальный анализ?

— Тогда вопрос к качеству.

— Детальный анализ заключается в том, какую тебе предоставляют информацию для анализа. Вы можете все, что угодно проверить, но когда потом окажется, что это — для проверяющих.

Мы же не милиция. Мы, на самом деле в данном случае имеем достаточно крупномасштабный факт фальсификации отчетности Банка Москвы.

— Но, тем не менее, в этом участвовала и Счетная палата. Вы достаточно мощное орудие привлекли.

— Что значит орудие? Счетная палата занимается контролем, а мы, безусловно, получили из департамента имущества города Москвы необходимые данные по банку.

— То есть, неверные.

— Вы знаете, эти данные предоставил менеджмент Банка Москвы своему акционеру. Соответственно, мы эти данные анализировали.

Собственно говоря, мы исходили из того, что те данные, которые мы получили, они объективно отражают ситуацию в Банке Москвы.

Когда же мы попали внутрь банка, мы поняли, что в банке на самом деле существует две его части. Собственно говоря, та часть, за которую все — и Альфа-банк, и UniCredit — хотели поучаствовать в покупке Банка Москвы.

Это весь его муниципальный бизнес, его федеральная сеть, все те транзакционные продукты, которыми банк исторически силен. Оказалось, есть вторая часть.

Так называемый департамент инвестиционных активов, которым нами в результате уже потом проведенных служебных расследований были выявлены факты полной фальсификации документов. Приложены несуществующие кредитные решения, договора.

— Когда вы это увидели? Когда вы это поняли?

— Мы это поняли в мае месяце.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: