Президент Банка Москвы Михаил Кузовлев впервые с момента своего назначения ответил на вопросы читателей сайта Ъ в прямом эфире Коммерсантъ FM. Интервью брали заместитель шеф-редактора ИД «Коммерсантъ» Илья Булавинов и корреспондент отдела финансов газеты «Ъ» Юлия Локшина.
— Добрый вечер. Я представляю своих коллег в студии радио новостей.
Заместитель шеф-редактора издательского дома Коммерсантъ Илья Булавинов и корреспондент отдела финансов газеты Коммерсантъ, Юлия Локшина.
— Добрый день, я хотел бы сразу сказать, что наши слушатели могут задавать свои вопросы на сайте Коммерсантъ FM. А также на официальном Twitter радиостанции по адресу Кfm936.
И первый вопрос. В конце прошлого года, группа ВТБ заинтересовалась Банком Москвы. Приобретения первых пакетов акций состоялись в начале года.
Почему ВТБ заинтересовался этим банком?
— Ну, знаете, Банк Москвы всегда был хорошим финансовым институтом, хорошо представленным в Москве, в московском регионе, имеющем, кроме этого, достаточно широкую федеральную сеть. Это был и есть сейчас банк с достаточно большим кредитным портфелем, с хорошими банковскими технологиями, ориентированный на работу с предприятиями города, очень успешный в этой своей части.
Безусловно, для всей группы ВТБ, как и для любого участника рынка, когда-то эволюционное развитие исчерпало все свои возможности, и на примере группы ВТБ, группы развиваются, достаточно долгое время, уже путем сделок слияний-поглощений.
Тут очень много хороших примеров. Например, ВТБ 24, который был создан на базе столкнувшегося с финансовыми трудностями Гута-Банка.
Мы таким же образом приобрели сеть банков в Западной Европе. По такому же принципу банк ВТБ развивался и во многих странах СНГ.
Поэтому приобретение Банка Москвы и вообще Банк Москвы как цель для возможного поглощения — это логично вытекало из всей стратегии развития группы ВТБ.
Как, собственно говоря, предмет поглощения Банк Москвы всегда был очень привлекательным в силу своей хорошей позиции, которую он занимает в московском регионе. Это вторая по величине сетка продаж.
Робокар — мультики про машинки — Храбрый господин Масти (HD) — Серия 43
Свое умение работать с муниципальными предприятиями, более 60 тыс. московских предприятий являются его клиентами. Это банк с сильной розницей, более 9 млн клиентов.
Банк, который был не только банком, обслуживающим Москву и московский регион, но и тот, который был инициатором и начинателем многих технологических инициатив, которые мы с вами знаем.
Это банк, на базе которого была сделана Социальная карта москвича. Биллинг коммунальных платежей московских предприятий тоже базируется на расчетной системе Банка Москвы — это 20% коммунальных платежей в московском регионе.
Достаточно сильный финансовый институт.
— И, тем не менее, сделка была проведена без детального анализа. Вы очень торопились.
Вы стремились купить банк без конкурса. Вы не пустили Альфа-Банк, UniCredit Group, которые тоже были заинтересованы в этой покупке. И, почему вы так упорно настаивали на продаже банка без конкурса?
Почему так торопились его приобрести?
— Я бы не сказал, что без детального анализа. Мы проводили процедуру.
— То есть, вы знали, что 350 млрд кредитов — это проблемные кредиты?
— Конечно, нет.
— А тогда в чем детальный анализ?
— Тогда вопрос к качеству.
— Детальный анализ заключается в том, какую тебе предоставляют информацию для анализа. Вы можете все, что угодно проверить, но когда потом окажется, что это — для проверяющих.
Мы же не милиция. Мы, на самом деле в данном случае имеем достаточно крупномасштабный факт фальсификации отчетности Банка Москвы.
— Но, тем не менее, в этом участвовала и Счетная палата. Вы достаточно мощное орудие привлекли.
— Что значит орудие? Счетная палата занимается контролем, а мы, безусловно, получили из департамента имущества города Москвы необходимые данные по банку.
— То есть, неверные.
— Вы знаете, эти данные предоставил менеджмент Банка Москвы своему акционеру. Соответственно, мы эти данные анализировали.
Собственно говоря, мы исходили из того, что те данные, которые мы получили, они объективно отражают ситуацию в Банке Москвы.
Когда же мы попали внутрь банка, мы поняли, что в банке на самом деле существует две его части. Собственно говоря, та часть, за которую все — и Альфа-банк, и UniCredit — хотели поучаствовать в покупке Банка Москвы.
Это весь его муниципальный бизнес, его федеральная сеть, все те транзакционные продукты, которыми банк исторически силен. Оказалось, есть вторая часть.
Так называемый департамент инвестиционных активов, которым нами в результате уже потом проведенных служебных расследований были выявлены факты полной фальсификации документов. Приложены несуществующие кредитные решения, договора.
— Когда вы это увидели? Когда вы это поняли?
— Мы это поняли в мае месяце.