Fatca: начинаем исполнять?

В 2010 году в США был принят закон Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) – «О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов», вступивший в силу с 2013 года.

Российские банки начинают выполнять его требования. Целью принятия закона явилось создание дополнительной системы контроля за доходами налогоплательщиков США.

FATCA возлагает обязанности по мониторингу и контролю за финансовыми активами американских налогоплательщиков, а также по предоставлению информации о них налоговым органам США на иностранные финансовые организации. Обеспечивается это путем возможности применения санкций и иных последствий к тем финансовым организациям, которые откажутся от исполнения процедур, предусмотренных законом США.

В специальной литературе и прессе было много внимания уделено этому закону, поэтому мы не будем сейчас говорить о содержании закона, предполагая, что профессиональный круг читателей владеет вопросом.

Вопросы оценки FATCA с точки зрения его соотношения с национальным законодательством возникли во многих странах, в том числе и в России.

Многие государства пошли по пути заключения соответствующих соглашений с США, понимая, что просто исполнение FATCA приведет к конфликту с национальным законодательством, игнорирование же его может создать проблемы различным субъектам в их предпринимательской деятельности, а получение аналогичной информации от США было бы полезно для налогового контроля. При этом в этих соглашениях акцент ставится не на соблюдение американского закона, а на равный обмен информацией.

В настоящее время подобные соглашения подписали, а также готовы к подписанию таких соглашений более 60 государств. Россия также планировала пойти по этому же пути, но это пока не получилось.

В России очень многие восприняли FATCA как прямое руководство к действию, не очень задумываясь о том, насколько он может устанавливать на территории России свои правила и возлагать обязанности на лиц, которые не являются субъектами отношений, регулируемых американским правом. Кредитные организации России активно регистрируются в настоящее время на сайте налоговой службы США, также не особо беспокоясь о том, в каком статусе они собираются выступать, исполняя американский закон.

Неоднозначная оценка может быть дана и рекомендациям Ассоциации российских банков «О порядке исполнения требований американского закона FATCA», где, в частности, отмечено, что, поскольку «органами государственной власти ведется активная работа по внесению в российское законодательство изменений, делающих возможным исполнение российскими финансовыми институтами требований FATCA в указанном статусе», банкам предлагается «принять во внимание данную информацию для самостоятельной оценки возможности использования статуса Participating FFI для регистрации на портале IRS».

Как исполнять танец «Cupid Shuffle»


Между тем до сих пор у органов государственной власти, судя по всему, было отрицательное отношение к перспективам исполнения FATCA в России. В этой связи надо вспомнить письмо Минфина РФ от 24 апреля 2012 года № 03-08-07, где министерство указывает, что в сентябре 2011 года МИД России и Банк России по просьбе Минфина России дали свою оценку FATCA, которая сводится к следующему: FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств; российское законодательство не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США; в Российской Федерации за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями, предусмотрена ответственность, включающая возмещение ущерба.

Не вполне ясна судьба и законопроекта, внесенного в апреле 2014 года в Госдуму, которым, в частности, предусматривается, что кредитные организации вправе передавать иностранному налоговому органу информацию, содержащую банковскую тайну. Данный проект в первом его варианте получил полностью негативную оценку.

И вполне обоснованно. Любая же новая версия данного законопроекта, если в основе все равно останется право финансовых организаций предоставлять информацию напрямую в IRS, представляется очень спорной.

Надо понимать, что исполнение FATCA – это не только регистрация в IRS, но и последующие мониторинг «американских» счетов, регулярное предоставление информации, исполнение взыскания 30% псевдосанкции и закрытие счетов в установленных FATCA случаях. И для того, чтобы всё это легализовать в России, изменить на самом деле надо очень много, указанный законопроект не решает все проблемы, и поэтому в будущем мы обнаружим существенные системные противоречия в праве, которые возникнут при исполнении FATCA.

И даже это еще не самое главное. Мы тем самым распространяем действие FATCA на территории России, как будто ратифицируем международную конвенцию.

Приходится констатировать, что финансовые организации России оказались заложниками возникшей ситуации, и, очевидно, что их заботит не правовая проблематика, а проблемы, с которыми может столкнуться их бизнес. Но их бизнес все же подчинен российскому закону, и о нем не следует забывать, стремясь исполнить американский.

В этой связи, регистрируясь на сайте IRS, совершая иные действия в связи с FATCA, следует представлять себе следующее. Каждый юридический факт с точки зрения соответствия его закону оценивается сугубо на базе формально-догматического метода и с учетом правил действия закона во времени.

Поэтому правовые риски необходимо оценить.

Думается, что сейчас следует искать не пути, как легализовать возможность исполнения американского закона на территории России, а как в сложившейся политической и экономической ситуации все же урегулировать вопрос путем заключения международного соглашения на равных условиях, когда и Россия будет иметь возможность получать аналогичную информацию. И, конечно, финансовые организации России должны предоставлять информацию только налоговым органам России, как это сейчас и предусмотрено законом.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: