Вложить легко, продать – сложнее.
Сейчас трудно найти банк, который не желал бы значительно повысить размер комиссионных доходов – ведь зарабатывать на разнице процентных ставок становиться все труднее, маржа снижается. Поэтому стратегии разных банков пестрят схожими ориентирами – к такому-то году увеличить комиссионный доход до такой-то величины.
Правда, инструментов для достижения этой цели не так уж много, особенно в условиях борьбы с комиссиями по кредитам.
В кризис многие игроки стали присматриваться к инвестиционным и памятным монетам. И у некоторых банков дело реально пошло. При больших объемах реализации монеты действительно могут приносить банку достойный непроцентный доход.
А если учесть, что в этом году памятные монеты освободили от НДС (ранее налог не взимался при продаже лишь инвестиционных монет), то найти покупателя особенного труда не составит.
Но широко развернуться на рынке инвестиционных и памятных монет может далеко не каждый банк. Кредитные организации приобретают монеты у ЦБ, при этом «банку с улицы» обычно достаются жалкие остатки.
Допустим, банк подает заявку на покупку 10 тыс. монет, а ему гордо вручают полсотни.
«Почему не продаете монеты», – поинтересовался я недавно у знакомого, работающего в одном банке. «Да мы бы рады, только где ж их взять, – поделился коллега, – мы закупали два-три десятка, их приобрели наши сотрудники. Рассказывать о монетах клиентам было бы смешно, поскольку мы толком ничего не можем предложить».
Успешность монетного бизнеса во многом зависит от того, есть ли у банка GR-возможности в этом направлении. Знаю случаи, когда банки брали на работу «специальных» людей – только для того, чтобы иметь выход на большие партии инвестиционных и памятных монет.
Эти люди обеспечивали крупные поставки, больше ничего не делали. В противном случае банку пришлось бы довольствоваться золотыми и серебряными крохами.
Инвестиции В Золото С Помощью Webmoney. Без Ндс [Инвестиции Webmoney]
Важен и другой момент – по какой цене банк может приобретать монеты. Ведь если продавать их на 500 или 1 тыс. рублей дороже, чем конкуренты, партия вряд ли быстро разойдется.
Спасти положение смогут разве что клиенты, не обременяющие себя изучением прайс-листов разных банков, или альтруистично настроенные сотрудники кредитной организации, решившие приобрести монеты у своего работодателя.
Банки, сумевшие получить доступ к большим партиям, предлагают монеты при случае и вкладчикам, и заемщикам, и даже тем, кто просто зашел поменять $100. За аргументами в пользу монет далеко ходить не надо.
Допустим, некоторое время назад я покупал серебряного «Георгия Победоносца» за 700 или 800 рублей. Сейчас цена на него поднялась до 1,4–1,8 тыс. (речь идет о стоимости продажи).
« Монета – это долгосрочная инвестиция, – не перестают повторять банкиры, – если вы собираетесь на этом заработать, а не просто сделать кому-то подарок, рассчитывайте как минимум на два-три года, лучше – больше».
А вот о том, как продать монету, сотрудники банков рассказывать не спешат. Проблема в том, что далеко не все кредитные организации, реализующие монеты в больших объемах, занимаются обратным выкупом.
Это дело куда более кропотливое, необходимо иметь собственную экспертизу, не каждая монета принимается обратно. В свою очередь, банки, наладившие выкуп монет, существенно занижают цену покупки по сравнению со стоимостью продажи.
Так, в одном из банков золотой «Победоносец» можно купить сейчас за 14,1 тыс. рублей, а вернуть – за 12,1 тыс. Но пока клиенты по поводу обратного выкупа особенно не сетуют: этот инструмент инвестирования довольно молодой, час расставаться с металлом не настал.
Кроме того, если говорить о том же «Победоносце» из золота, то два года назад его можно было купить примерно за 10 тыс. рублей.
Есть еще один важный нюанс, о котором банки редко предупреждают клиентов: пластиковая капсула монеты сделана не для красоты, а для сохранности изделия и возможности в будущем его реализовать. Заляпал монету руками – можешь отдать ее на растерзание детям, инвестиционного толку от нее больше не будет.
Пройдет несколько лет, и многие граждане наверняка захотят «зафиксировать прибыль». Получится это не у всех.
Чтобы избежать массовых скандалов, как это было с кредитными комиссиями, нужно предусмотреть все нюансы уже сегодня. Принцип «продал – а там хоть трава не расти» вряд ли приведет к чему-то хорошему.
Тем более что сейчас так любят говорить о выстраивании долгосрочных отношений с клиентами.