Как справиться со стрессом от работы

Если единственной причиной нервного срыва на рабочем месте будет шум в офисе, не ждите, что вам отведут отдельное помещение. Лучше купите беруши.

Работодатели в принципе готовы помочь предупредить стресс, но только теоретически.

Иван Голунов

Юлия А. Васильева

Министерство здравоохранения Великобритании, ежегодно подсчитывающее ущерб государства от стресса работников, обнаружило, что в 2003 г. размер годового убытка составил 370 млн фунтов — столько ушло на оплату больничных сотрудникам, испытавшим стресс. Всего же британскому обществу лечение и реабилитация “сгоревших на работе” обходится в 10 млрд фунтов в год, исключая экономические потери из-за нетрудоспособности сотрудника.

В России таких подсчетов никто не делает. Да и сами компании в большинстве своем по-прежнему не обращают внимания на стрессы сотрудников, говорит консультант “ЭКОПСИ Консалтинг” Инна Чугунова. “Считается, что проблемы сотрудников не касаются топ-менеджеров и акционеров, но это не так: стресс сильно снижает мотивацию, работоспособность, общую производительность”, — говорит она.

Шанс, что российский работодатель обратит внимание на проблемы сотрудников есть только в том случае, когда стресс начинается у большинства персонала. А так это личная проблема, решать которую надо самому.

Но, как замечают специалисты, сами сотрудники относятся к собственному состоянию не менее безответственно, чем работодатели. “Стресс как причина обращения к врачам — очень распространенная проблема, — рассказывает профессор клинической психологии и нейротерапии РАЕН Евгений Шапошников. — Однако обращаются люди чаще всего в самых запущенных состояниях”.

Восемь причин Главная проблема современных служащих в том, что люди чаще всего не осознают, что стали жертвами стресса. “Для этого нужно обладать определенными навыками психолога”, — утверждает Шапошников. По словам профессора, такое отношение к себе может привести к большим проблемам, название которым — синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.

Как справляться со стрессом? Моя история


Понять, что стресс — это ваша проблема, по его словам, можно, обратив внимание на свое состояние: “Нарушения сна (бессонница, поверхностный сон, навязчивые мысли о работе перед засыпанием), пониженный аппетит, раздражительность и вспыльчивость”.

Сотрудники Центра психологии служащих Университета Кардифф (Уэльс) даже нарисовали портрет человека, испытывающего стресс во время работы. Картина вышла впечатляющая: неряшливый, унылый, на лице следы бессонницы и похмелья.

Такой работник часто опаздывает на работу, капризен, раздражителен, не способен сконцентрировать внимание и логически мыслить, а решения принимает необдуманно и безответственно; страдает нарушениями пищеварения, повышенным давлением и сексуальными трудностями, пишут авторы исследования. Кстати, старый советский лозунг “На работу — с радостью, а с работы — с гордостью” — неплохой способ определить, все ли у вас в порядке.

Если лозунг не про вас, то у вас рабочий стресс. Прежде чем заниматься профилактикой, необходимо определить главную причину.

Традиционно считалось, что более подвержены стрессу люди, чья работа связана с высокой ответственностью. Поэтому в списке наиболее стрессовых профессий верхние строчки занимали авиадиспетчеры и кардиохирурги.

Но в середине 1990-х гг. психологи выявили другую тенденцию: на первые места вышли специалисты, постоянно контактирующие с людьми, — учителя, медсестры, страховые агенты. Это привело к пересмотру причин, которые способствуют возникновению стресса на рабочем месте.

Директор департамента издательских проектов издательского дома “Экстра-М” Елена Сироткина рассказывает, что в компании существует свой перечень сотрудников, деятельность которых здесь относят к стрессовой. “Например, у нас есть такая категория сотрудников, как контролеры, которые ходят по домам и проверяют, как доставляются наши газеты, — рассказывает Сироткина. — Разумеется, им часто приходится сталкиваться с агрессивно настроенными людьми. Чтобы побороть стресс, контролерам необходимо научиться коммуникативным навыкам и технике общения с людьми, уметь работать со своим состоянием”.

Для развития этих навыков в “Экстра-М” заказывают специальные тренинги.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: