Как заставить руководителей учиться?

В последнее время меня волнуют две проблемы — адаптация новых сотрудников и обучение руководителей. На мой взгляд, они связаны напрямую.

За адаптацию, как и за микроклимат в коллективе, работоспособность и эффективность подчиненных, отвечает руководитель.

А если сам он понятия не имеет, как ускорить адаптацию нового сотрудника или мотивировать опытного, то чего же ждать от его подчиненных?

Пара примеров из моего опыта.

Пример первый. Отдел продаж. Утреннее собрание. Выходит директор по продажам и говорит менеджерам:

— Вы все обнаглели. Почиваете на лаврах. Продажи упали. Куда вы катитесь?

Вы что думаете, если я никогда не принимала суровых мер, то вам все с рук сойдет?!

Всех уволю к чертовой матери и наберу новых.

Нет, так было не на каждом собрании. Но примерно раз в месяц подобное случалось. Не знаю как другие менеджеры по продажам, а у меня после такого монолога опускались руки.

Мне не хотелось работать вообще.

Это не мотивировало, так как я всегда работала одинаково хорошо. Первое время меня это даже оскорбляло.

А потом в какой-то момент я стала воспринимать это сродни «собака лает — ветер носит».

Думаю, другие менеджеры начали относиться к этому так же, причем значительно раньше меня. Вопрос: К чему была та «пламенная» речь начальницы?

Пример второй. Разговор с замом директора по работе с персоналом.

Честно скажу, уже не помню, какую именно задачу передо мной поставили — анализ чего-то там.

Оцениваю сроки выполнения, учитывая, что у меня еще есть тренинги, аттестации, посещения магазинов… понимаю, что работа очень кропотливая, требует оценки разных параметров… в общем — затратная по времени. Спрашиваю:

Камиль ПРИДУМАЛ как ЗАСТАВИТЬ Аминку ПОИГРАТЬ с ним! Для детей kids children


— А когда нужен анализ?

— Вообще-то, вчера.

Как говорится, без комментариев.

* * *

Весь ужас в том, что у директоров «прочно зацементировалась корона на голове». И что делать с такими людьми?

Как заставить их учиться? Возможно, конкретно этих — уже бесполезно, а как быть с теми, которые стали руководителями недавно?

В одной книге я наткнулась, как по мне, на замечательную, мысль. Цитата не совсем точная, как вспомнилась: Если человек появился на свет без руки или ноги, то видит, что он другой, не как все, и понимает свое уродство.

А вот если человек родился без доброты, умения сопереживать, нежности, то он не видит, что не такой, как все. Отсутствие этих качеств не так очевидно.

И тогда он себя считает нормальным, а людей, которые проявляют заботу, внимание, любовь — странными, и даже смеется над ними, называя это недостатками.

Так же и с компетенциями любого человека в компании. Есть очевидные умения и навыки, вроде способности делать отчеты в Excel, а есть неочевидные — взаимодействие с подчиненными.

Кажется, что не надо никаких специальных знаний: всю жизнь же как-то общался с другими людьми.

Возникает иллюзия, или даже правильнее — стойкое убеждение, что этого достаточно. Думаю, именно поэтому в компаниях и выполняется принцип Питера:

В иерархии должностей каждый работник поднимается до той, на которой уже не может справиться со своими обязанностями, то есть оказывается некомпетентным.

Как это происходит на практике? Вот довольно типичные примеры.

Ситуация первая. Лучший сотрудник в магазине, больше всех продает, со временем появляются постоянные покупатели, которые приходят именно к нему.

Руководство повышает его до старшего продавца, затем делает администратором магазина, а потом управляющим или директором. Налицо карьерный рост.

Сотрудник показал себя профессионалом в своей области…

Поднявшись по карьерной лестнице, остался он профессионалом? Безусловно! Он знает все о работе продавца.

И даже больше, ведь он освоил еще и административные навыки: прием товара, инвентаризацию, работу в Excel, составление различных отчетов и тому подобное. Это все явные вещи.

Этому просто пришлось научиться. А вот навыкам взаимодействия с персоналом: формулированию задач так, чтобы сотрудники с энтузиазмом кидались их выполнять, обратной связи, мотивации, делегированию, выращиванию кадрового резерва и подобному, — его кто-нибудь учит?

Сам он понимает, что этому тоже надо учиться?

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: