Карточный позор

Полчаса на оплату.

О том, что банковские карты используются российскими гражданами преимущественно для снятия наличных, написано множество журналистских текстов. С каждым разом в этих текстах мало что меняется: приводится статистика ЦБ и организаций, занимающихся маркетинговыми исследованиями и опросами населения.

Суть обычно сводится к тому, что карта как платежный инструмент в России применяется редко. Основная причина, естественно, заключается в неразвитости инфраструктуры.

А неразвита она во многом из-за того, что продавцы не желают «выкидывать деньги», одаривая покупателей возможностью цивилизованной оплаты.

Далее могут быть вариации на тему. К примеру, в одном из недавних материалов  приводится следующее утверждение: многие россияне не платят картами, поскольку расходы сложнее контролировать.

Тезис подкрепляется цифрами из опроса НАФИ: доля тех, кто считает так, возросла за год с 29% до 33%. Возможно, банки плохо разъясняют элементарные вещи, возможно – клиенты не хотят вникать.

Контроль над расходами по карте по определению эффективнее, чем при оплате наличными. К примеру, если вы придете на рынок и совершите покупки в трех-пяти точках, вряд ли вы назовете точную сумму, которая осталась у вас в бумажнике.

И вы с трудом сможете вспомнить через день, на что конкретно ушли деньги. Если же человек расплачивается картой в магазине, он получает SMS обо всех транзакциях, в сообщении с точностью до копейки указывается, сколько средств осталось на счете.

Причем в интернет-банке можно легко восстановить всю картину за период: сколько денег и на что конкретно было потрачено.

Но вот с другим утверждением, которое приводится в статье, мне трудно не согласиться – особенно после недавнего инцидента. «Многим знакома ситуация, когда вы пытаетесь расплатиться карточкой и стоите, ждете, пока банк ответит, – говорит один из экспертов, – При этом любой потребитель, который пользовался карточкой в других странах, знает, что там трансакции проходят мгновенно. У нас же все наоборот: стоишь в магазине, за тобой стоит очередь людей с наличными, которые бубнят, мол, не можешь расплатиться как нормальный человек.

Эта проблема касается даже Москвы, что уж говорить об отдаленных регионах».

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КАРТОЧНЫЙ ДОМИК (нет) | НЕУДАЧНЫЕ КАДРЫ 3


Я почти везде плачу картами, наличные не люблю – снимать, держать в бумажнике, отсчитывать три рубля и шестьдесят копеек… Естественно, я сталкивался с ситуациями, когда карты не принимали даже там, где должны принимать – например, на крупных заправках.

Однако это, скорее, было исключение из правил. Но на днях приключилась история, которая меня поразила.

Я действительно не понимаю, как такое может произойти в Москве, в крупной торговой точке.

Дело было в магазине «Седьмой континент», расположенном на Дубнинской улице. Я заехал туда рано утром, по дороге, чтобы купить какие-то мелочи.

На кассе протянул карту и уже через минуту сильно об этом пожалел. Операция прошла, вылез чек с суммой, на мой мобильный пришло сообщение о проведенной транзакции и об уменьшении доступных средств.

Но тут кассир сообщил, что операция отклонена, поскольку из аппарата вылезла еще одна бумажка, указывающая на «отбой», при этом устройство предложило либо повторить, либо выйти. Если бы эта бумажка вылезла сразу, было бы понятно, но в данном случае транзакция была уже совершена.

Дублировать операцию я не позволил и забрал карту: сообщений от банка об отмене я не получал, деньги могли бы списаться дважды. К кассиру подошли коллеги, связались с банком-эквайером, в котором, судя по реакции продавцов, ничего вразумительного не пояснили. «Вечно с этим банком проблемы», – сетовали сотрудники магазина.

Я поинтересовался, что за банк – оказалось, что он из ТОП-10, государственный.

Я сообщил кассирам, что не могу больше ждать, нужно срочно ехать, и что им бы следовало дальше самим разбираться с банком и со своей техникой. Однако отпускать меня никто не хотел, даже позвали охрану. «Вы можете либо заплатить второй раз – например, наличными, либо оставить покупку», — сообщили мне на кассе. «С какой стати я буду оставлять покупку, если за все заплатил?», – поинтересовался я. Платить второй раз было бы тоже как-то странно. «Вы можете сделать отмену операции?», – спросил я у сотрудников магазина. «Нет, мы этого не можем, а специалисты по IT у нас пока недоступны, еще не пришли на работу», – сообщили мне в ответ.

Я связался со своим банком-эмитентом, мне подтвердили операцию, я продемонстрировал это подтверждение кассирам по громкой связи. Что делать в этой ситуации, они не знали.

В итоге я сказал, что ухожу (либо вызывайте милицию) и очередной раз предложил им оставить номер своего мобильного. Раздосадованные продавцы согласились на этот вариант, с момента оплаты картой прошло около получаса…

Еще минут через 40 мне перезвонили из магазина с извинениями. «Мы все уладили, платеж действительно прошел, простите нас за доставленные неудобства! Вам ведь больше sms об оплате не приходили?». «Нет, – ответил я, – больше сообщений не было». «Ну и отлично, еще раз извините».

Думаю, что крупная торговая сеть для подобных случаев могла бы предусмотреть извинения посерьезней: полчаса времени покупателя – это не шутка. Но важно даже не это.

Важно то, что подобные вещи до сих пор происходят в тех магазинах, в которых чек об оплате картой должен распечатываться за одну-две секунды – иначе неизбежны долгие очереди, жалобы посетителей и прочие неприятности. Конечно, я не перестану платить картой.

Однако могу понять и тех людей, которые, попав в подобную историю, обнуляют карточный счет в день зарплаты.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: