Кейтеринг vs ресторан

Ольга Пашнина Нач. отдела, зам. руководителя, Москва Еще пару лет назад ключевые игроки кейтерингового рынка были уверены, что проекты ресторанных компаний не смогут их потеснить. Ведь это «совершенно другая система организации и затрат».

Однако уже сейчас обсуждаются правила жесткой борьбы в условиях экспансии ресторанных компаний. О рынке кейтеринга читайте в статье на E-xecutive. На правах рекламы

Ольга Пашнина

Кейтеринг

По данным РБК, каждый год российский рынок кейтеринга увеличивается на 15-20%. Как утверждают в инвестиционной компании «Финам», рынок растет, как минимум, последние 8 лет.

В российских масштабах заметного сокращения темпов роста вряд ли можно ожидать раньше 2015 года.

Но в Москве рынок постепенно насыщается. Скорее всего, уже после 2010 года он перейдет к достаточно стабильному развитию на среднем уровне 10-12% в год.

А это значит, что кейтеринговым компаниям придется внедрять более эффективные маркетинговые стратегии и операционные технологии для удержания доли на рынке.

Особенности рынка

В США и Европе с середины двадцатого века услуги кейтеринга пользуются большой популярностью. Кейтеринг заказывают не только коммерческие структуры, но и школы, больницы.

В России рынок более узкий.

С одной стороны, многие государственные учреждения все еще имеют собственные блоки питания. С другой стороны, современные бизнес-центры класса А тоже обеспечивают свои нужды самостоятельно. Поэтому основной потребитель кейтеринговых услуг – средний бизнес, населяющий деловые центры класса В и С.

Кейтеринговый бизнес отличается невысокой рентабельностью и особой, точечной, маркетинговой стратегией, свойственной сфере B2B. Низкая рентабельность связана с невысокими ценами на выездное обслуживание.

Средний счет на человека составляет 120-150 рублей.

Но этот бизнес привлекателен – за счет большого количества потенциальных клиентов и низкого входного порога. В свою очередь, низкий входной порог порождает условия для демпинга.

А потому, чтобы бизнес функционировал эффективно и выполнял свою главную функцию – приносил доход, кейтеринговым компаниям постоянно надо развиваться, расширять круг клиентов.

По этой причине кейтеринговые компании включают в сферу своих интересов все новые и новые направления. Расширяют линейку своих предложений и проникают на новые рынки сбыта.


Например, заводят в своем составе клининговые направления.

Татьяна Менькова, аналитик инвестиционной компании «Финам», полагает, что, как правило, так поступают крупные игроки, предлагающие комплексное обслуживание бизнес-центров. В качестве примеров она приводит Sodexho и Iris, а также отдельных региональных игроков, например, ОМС.

Иные компании (например, Concord Catering) ставят на креативный подход в организации банкетов и приближаются по своей концепции к event-агентствам.

Сгладить сезонные колебания спроса помогают услуги консалтинга, которые некоторые кейтеры оказывают своим коллегам. Так, например, летом, во время сезона отпусков, может существенно сокращаться объем продаж.

В предпраздничный период, когда активно проводятся различные корпоративные мероприятия, объем заказов, напротив, растет. Но, несомненно, обслуживание корпоративных столовых – самый привлекательный рынок, где заключаются стабильные долгосрочные контракты.

В стоимостном выражении это направление охватывает 70% рынка.

Операторы рынка

Как отмечает Татьяна Менькова, в федеральном масштабе нет компаний, которые бы занимали на рынке сколько-нибудь заметную долю. В отдельных городах, как правило, есть локальные игроки, на которых приходится по 10-20% локального рынка.

Например, в Москве можно выделить такие компании как «Содексо», «Мега Фудз» и «Ланч». Французский оператор Sodexho занимает в России лидирующие позиции уже полтора десятка лет.

Эта компания пришла в Россию в начале девяностых и стояла у истоков формирования рынка.

Интерес к кейтерингу проявили и известные рестораторы. На рынке появились проекты группы «Росинтер», которые специализируются на выездном ресторанном обслуживании, компании «Гурме кейтеринг» и Novikov Catering.

Последняя – с участием Аркадия Новикова.

Перспективы рынка

Пару лет назад ключевые игроки кейтерингового рынка были уверены, что проекты ресторанных компаний не смогут их потеснить. «Наши бизнесы разительно отличаются. Достаточно посмотреть на динамику меню в ресторанах и корпоративных столовых.

Это совершенно другая система организации и затрат», – утверждала Галина Дудрова, PR-менеджер «Sodexho ЕвроАзия». Николай Бондаренко, директор по работе с клиентами «Мега Фудз» говорил в 2005 году, что рестораны может ожидать успех на банкетном рынке.

Но только не среди клиентов кейтеринговых операторов, поскольку крупные клиенты предпочитают пользоваться услугами банкетной службы своих постоянных партнеров, предоставляющих более выгодные условия.

И тем не менее с 22 по 24 марта в Москве прошел первый в России бизнес-форум «Catering Director», организованный BBPG Part of Expomedia Group Plc. Участники обсуждали правила жесткой борьбы в условиях экспансии ресторанных компаний.

В отличие от рынка кейтеринга 2-3 летней давности, сегодня важнейшим фактором становится эффективность операций. Конкуренция и невысокая лояльность потребителя заставляют игроков искать наиболее конкурентные, оптимальные с точки зрения затрат решения во всех областях: технологии, закупки, услуги подрядчиков, маркетинг и продвижение.

Обмену практическим опытом, анализу готовых решений из зарубежных рынков и поиску уникальных конкурентных преимуществ для национальных игроков и был посвящен «Catering Director 2008».

В рамках проекта организаторы подготовили подробный каталог участников Бизнес-Форума «Catering Director» – «Кто есть кто в Catering 2007».

На правах рекламы 

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: