Коллекционеры на паях

Сделать инвестиции в предметы искусства массовыми и общедоступными — опасная и, возможно, даже вредная идея.

ФСФР планирует разрешить создание ПИФов инвестирующих средства в предметы искусства. Проект соответствующих изменений в нормативную базу уже составлен и изобилует заманчивыми и экзотическими формулировками: «оригинальные художественные композиции» и «предметы культового назначения».

И правда, те, кто давно хотел приблизиться к прекрасному, но не имел на это пары миллионов долларов, смогут благодаря этому документу стать владельцами пая «фонда высоких художеств», равноценного, например, солдатику на заднем плане в какой-нибудь батальной картине второй половины восемнадцатого века или половинке ручки раритетной китайской вазы. И как здорово будет потом рассылать друзьям на «одноклассниках» и «в контакте» фото той самой картины или вазы с приделанной в графическом редакторе стрелочкой и гордой надписью, что этот солдатик, половинка ручки или палец на ноге мраморного Аполлона принадлежит именно вам.

И не просто принадлежит, а еще и должен со временем вырасти в стоимости.

По проекту активы «ПИФов искусства» будут оцениваться после проведения экспертизы, а доходность — рассчитываться исходя из изменения их рыночной стоимости. Глава службы Владимир Миловидов полагает, что появление новых фондов позволит вкладчикам диверсифицировать инвестиции.

Но вот, скорее всего, не предполагает глава ФСФР того, что разрешив создавать подобные фонды в России, он может открыть ящик Пандоры.

Бедный-бедный российский частный пайщик, который внес свои «кровные» в фонды акции и облигаций и, наивно надеясь на 40% дохода в год, обжегся на кризисе: не только не заработал, но и зачастую потерял более половины своих накоплений. Боже упаси сказать, что пайщиков обманули.

Нет, управляющим ПИФ-ами строго настрого было запрещено обещать какую-либо доходность на перед. За то до падения рынков они бодро щеголяли ростом стоимости паев, распухающей банально и без особой натуги на подъеме экономики, когда «черная жидкость» стоила более $100.

قسم




Россияне, не склонные к пессимизму, зато падкие на «халяву» с удовольствием несли свои денежки на паевое «поле чудес». Почти все знакомые мне лично владельцы паев ПИФов покупали их, не имея четкого представления о том, из чего складываются фонды и по каким законам живет рынок ценных бумаг, а лишь руководствуясь невнятными рекомендациями друзей и знакомых.

Люди отнеслись к инвестициям легкомысленно и это вполне нормальная ситуация для большинства россиян. «Так им и надо!» — скажет прагматичный банкир и будет прав. Обыватели же захотят со мной поспорить, что частные инвесторы у нас по большей части очень даже осторожные, умные и образованные люди.

Да и вообще нет такой статистики, чтобы неадекватность российских пайщиков подтверждала. Но не будем кривить душой и закрывать глаза на очевидную реальность.

Тема низкой финансовой грамотности россиян, может быть, и кажется уже набившей всем оскомину, но еще раз вернуться к ней нужно было для того, чтобы поставить главный вопрос. Как наши родные российские наивные пайщики, которые не смогли разобраться с публичным и информационно-отрытым всем, кто умеет хотя бы читать, рынком ценных бумаг смогут адекватно оценить надежность и доходность инвестиций в предметы искусства?

Ведь торговля ими — это целый отдельный, самостоятельный мир с очень сложными законами и весьма условной оценкой любых объектов, которые с аукциона могут продаваться за бешеные миллионы, а могут годами пылиться в галереях и хранилищах невостребованными.

Да, есть «вечные ценности» в этом мире, такие как яйца Фаберже или «улыбка Джоконды», но их российским новоиспеченным фондам никто не продаст. Так что придется пайщикам новых ПИФов довольствоваться предметами попроще.

Именно здесь открывается огромная перспектива для всевозможных ухищрений. Как велик соблазн продать паи фонда состоящего из какого-нибудь очень красивого, но никому ненужного арт-хлама, да еще повышенные проценты за «художественное» управление средствами наивных пайщиков получать, и делать все это на вполне законных основаниях.

Да, ФСФР запретила фондам искусства покупать что попало, предписав им обладать заключением по результатам технико-технологической и искусствоведческой экспертизы «добра» приобретенного для фонда плюс полисом на каждый предмет выданным достойной страховой компанией с международным рейтингом. Однако это не такие уж жесткие требования.

Качество, как экспертного заключения, так и страховки рядовой российский частный инвестор все равно будет не в состоянии адекватно оценить. Зато он сможет купиться на еще одну красивую рекламу, в полной мере оценив старания специалистов по впариванию паев «высокохудожественных» ПИФов, мягко стелющих очередную жесткую постель.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: