Искусство и банковский капитал

В конце 80-х годов, когда на Западе случился бум на рынке искусства, финансовые вложения в эту область стали жизнеспособной и популярной формой инвестиций. В результате появилось новое направление банковской деятельности, так называемый Art Banking.

В России одним из первых эту услугу своим клиентам предложил МАБ Темпбанк.

Арт-банкинг рассчитан на три категории клиентов. Первая – те, кто хочет использовать собственную, уже существующую коллекцию произведений искусства для финансирования новых приобретений.

Вторая группа клиентов – это люди, которые намерены использовать принадлежащие им предметы искусства для покрытия долгов. И, наконец, третья категория – это арт-дилеры, пользующиеся арт-банкингом для покупки картин или антиквариата с последующей перепродажей.

В начале и середине 90-х годов рынок искусства переживал кризис, и спрос на банковские услуги в области инвестиций в искусство значительно упал. В настоящее время арт-маркет переживает второе рождение.

Российские бизнесмены активно участвуют в торгах аукционных домов, в том числе и на Западе, вкладывают средства в покупку картин и других предметов искусства. По отзывам специалистов Темпбанка, потребность клиентов в данной услуге стала особенно актуальна во время последнего мирового финансового кризиса.

Бизнесмены не имели однозначного понятия о способах сохранения своих активов, и предметы искусства представлялись одним из таких инструментов. Важнейшим моментом здесь является грамотная предварительная подготовка.

Например, при покупке картин необходимо грамотно выбрать направление, автора, провести скрупулезную экспертизу и оценку приобретаемого полотна. В ряде случаев банк осуществляет частичное финансирование покупки, может выступить соинвестором.

Кредитование под залог предметов искусства

Особенность Art Banking заключается в том, что в отличие, например, от рынка недвижимости, где стоимость объекта определяется относительно легко, ценность картины или антиквариата нередко является предметом долгих споров. Стоимость предметов искусства зависит от множества субъективных факторов, что приводит к повышению риска для кредитора.

Capital Cities — Kangaroo Court (Official)


Чтобы минимизировать риск, кредитная организация, в случае падения рыночной цены объекта искусства, часто оставляет за собой право пересмотра залога в сторону его увеличения. В особо критических случаях кредитор может попросить провести частичное досрочное погашение задолженности.

Кроме того, обычно сумма кредита не превышает 50% от установленной стоимости объекта искусства, что также является еще одной мерой предосторожности со стороны банка.

Кредитование под залог предметов искусства, безусловно, не самый дешевый способ займа денежных средств. Процентная ставка по такому кредиту обычно выше среднерыночной, и стоит взвесить все за и против, прежде чем использовать картину Кустодиева, доставшуюся в наследство, для покупки новой виллы на берегу Средиземного моря.

Инвестиции в искусство

По словам специалистов Темпбанка, все чаще привилегированные клиенты рассматривают искусство как область прямых инвестиций. В этом случае эксперты Темпбанка помогают собрать актуальную информацию о том, какие сегменты арт-рынка приносят больше прибыли, и сформировать долгосрочную стратегию инвестирования.

«Во многом рынок искусства очень похож на классический финансовый рынок», – говорят эксперты Темпбанка. Вы можете попробовать играть на спекулятивных операциях – покупая дешевле и продавая дороже с целью получения маржи, но это направление достаточно рискованное, оно требует колоссальной клиентской базы, огромного опыта, существенных экспертных знаний и изрядного везения.

Изучив динамику роста цен на рынке искусства, специалисты Темпбанка пришли к выводу, что доходность в данном сегменте не уступает доходности по типовым финансовым продуктам. Здесь тоже есть «голубые фишки», есть второй и третий эшелоны, есть и дутые предложения.

Долгосрочный же инвестор, вкладывая в предметы искусства, рискует получить доход в большей или меньшей степени.

Огромное состояние, безусловно, дает преимущество для старта инвестирования в искусство. Однако, это совершенно не обязательное требование.

Мировая практика показывает, что большинство коллекций начинались с небольших вложений. История, в том числе и новейшая, знает примеры, когда коллекционеры первоначально вкладывали менее десяти тысяч долларов.

Действительно, для того, чтобы начать покупать современный рисунок или принты, совершенно не нужны миллиарды. По советам экспертов, важнее определиться со своими предпочтениями.

Тематические коллекции, а также собрания, посвященные определенному направлению или периоду в искусстве, имеют большую ценность, нежели беспорядочные приобретения, и к тому же отражают личность самого коллекционера, его философию и миросозерцание. Именно поэтому инвестирование в искусство – сфера тонкая и очень индивидуальная.

Персональный деликатный подход – первое правило в работе Темпбанка по направлению арт-банкинг. Качественная экспертиза и грамотная долгосрочная стратегия инвестирования в искусство от высококвалифицированных менеджеров Темпбанка принесут не только денежные, но и эмоциональные дивиденды.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: