Легко ли быть «прозрачным»?

С первых дней формирования российского финансового рынка возникла необходимость разобраться в том, кто стоит за красивыми, а подчас просто нелепыми названиями, банков, страховых компаний, брокеров, компаний по управлению активами.

Виктор Четвериков, генеральный директор Национального рейтингового агентства

Ведь в процессе формирования финансового рынка на него приходило большое число специализированных участников, обладающих лицензиями, а иногда и целым набором таковых, для оказания услуг как на российском рынке, так и на смежных зарубежных рынках.

С другой стороны, возникло огромное количество потребителей этих услуг – физических и юридических лиц. Очевидно, что за понятием «юридические лица» также стоят профессионалы, руководители компаний или топ-менеджмент, принимающие управленческие и стратегические решения.

Представители обеих сторон (физические и юридические лица), пользуясь услугами на финансовом рынке, выступают в роли клиентов, партнеров, инвесторов и соинвесторов, участников, спекулянтов и т.д. Для правильного, хотя и субъективного, принятия решения о работе с тем или иным участником рынка, этим людям необходимо убедиться в надежности и в профессионализме.

Профессионализм можно оценить, к примеру, изучив перечень услуг, уровень тарифов, комиссионных и процентов, сроки исполнения. Кроме того, не последнюю роль в оценке играет история оказания услуг и сторонние рекомендации.

Как оценить надежность? Тем более, если речь идет о размещении средств в доверительном управлении или об инвестировании.

Существуют внешние оценки надежности и кредитоспособности в форме оценок рейтинговых агентств, дающие субъективное (основанное на методике оценки агентства) представление о надежности или платежеспособности участника рынка или эмитента. Это является весомым критерием, но он один из многих.

Люди же, принимающие решения, делают выводы, основанные на большом объеме информации. Для получения полновесной картины и профессионалам, и неквалифицированным инвесторам необходимо помимо внешнего рейтинга также изучить публичную информацию о компании, пересчитать их финансовые показатели, посмотреть планы развития и достижения и т.д.

Рассмеши комика, Самый лёгкий и быстрый миллион! :-)


Кроме того, есть еще один критерий, которому в России, уделяется очень важное внимание. Точнее сказать, это целая процедура, и называется она – «Посмотреть в глаза собственнику».

Посмотреть и выяснить: кто построил бизнес, что собой представляют эти люди, какое у них прошлое, как они контролируют бизнес и насколько он для них важен, какую поддержку собственники могут оказать бизнесу в случае крайней необходимости. Это очень важный элемент, дополняющий облик «прозрачности бизнеса» тех, кому ты доверяешь свои сбережения.

К слову сказать, в международной практике информация о конечных бенефициарах или собственниках является обязательным элементом раскрытия информации, без которого невозможно осуществлять деятельность в любом направлении бизнеса. Если хочешь, чтобы тебе доверяли – расскажи о себе и о своем бизнесе честно.

Казалось бы, простая истина, а в России приживается болезненно и очень долго.

В России это было как-то не принято. Информация о собственниках заканчивалась упоминанием многочисленных ООО «ромашек», «лютиков», либо далеких бермудских (западных) компаний с трудно произносимым названием.

Официально заявленное конечное физическое лицо, стоящее на вершине бизнеса, было большой редкостью. Казалось бы, зачем скрывать собственников? Возможно, это нежелание отвечать за то, что «делает» твой бизнес.

Несколько лучше обстояло дело с эмитентами, которые в своих отчетах вынуждены были указывать собственников. Проблема, правда, в том, что не все участники рынка у нас эмитенты.

И вот Центробанк России решил разорвать этот порочный круг в банковском секторе. Начиная с этого года все банки вне зависимости от формы собственности (закрытой или открытой) должны раскрывать информацию о конечных собственниках публично.

Это можно назвать определенным прорывом, так как получен доступ к официальной информации о собственниках банков. Как говориться, любая информация является «пищей для ума».

Эта информация позволит, в первую очередь, принимать более обоснованные управленческие решения об инвестировании или доверительном размещении средств. Данная информация полезна как для простых потребителей финансовых услуг, так и для профессионалов.

Мы получаем более полное представление о бизнесе участника рынка и можем поставить дополнительный плюс или минус к его надежности. Кроме того, эта информация существенно расширяет перечень критериев для сравнения и выбора, что особенно важно для потенциальных клиентов и инвесторов.

Безусловно, если говорить об идеальной ситуации на нашем финансовом рынке, хотелось бы, чтобы регуляторы пошли по пути прозрачности и обязали не только банки, но и других участников финансового рынка раскрывать информацию о собственниках. Тогда это будет прозрачная и честная система.

И иностранные инвесторы не будут фантазировать на тему того, куда они инвестируют и с каким риском это сопряжено. Во всяком случае, за этим будущее и мы к нему медленно, но идем

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: