Человечество еще до конца не осознает того переворота, который произойдет в сфере автотранспорта после того, как все машины окажутся подключенными к интернету. Однако название для феномена уже есть — «connected car», от английского «подключенный автомобиль».
Переворот будет не только технологическим: слом старых и создание новых бизнес?моделей почти во всех смежных с автопромом отраслях гарантированы.
Бортовые компьютеры и ИТ-решения уже давно стали неотъемлемой частью современного автомобиля. Остается только добавить сетевых и мобильных технологий, чтобы превратить его в подобие интеллектуального гаджета, умеющего делать много больше, чем просто перемещаться из пункта А в пункт Б.
Концепция «подключенного» автомобиля соткана из множества технологий, которые до мелочей отработаны в других областях — например, в сфере мобильной электроники и телематики. В 2012 году мировой рынок решений и услуг для «подключенных» автомобилей составлял 13 млрд евро, а через шесть лет он утроится, прогнозирует Ассоциация GSM.
И это только начало, потому что пока речь в основном идет о решениях и услугах в области информирования и развлечения водителей и пассажиров «подключенных» автомобилей. Но на подходе — более серьезные применения.
Например, технология V2V («vehicle to vehicle», или «от машины к машине») позволит автомобилям самим координировать свои маневры на дороге даже без участия водителей, помогая избегать аварийных ситуаций. А технология V2I («vehicle to infrastructure», или «от машины к инфраструктуре») — коммуницировать с дорогой (которая благодаря вмонтированным в нее сенсорам и датчикам тоже должна значительно «поумнеть»), а также «умными» светофорами и дорожными знаками.
Важно и то, что «подключенные» автомобили — это самая короткая дорожка к созданию надежных «безводительских» транспортных средств.
Ведущие мировые автопроизводители, несмотря на весь консерватизм, который свойствен отрасли в целом, уже включились в гонку по «подключению» своих автомобилей к сети, и резоны для этого у них имеются: мобильные гаджеты задали высокие стандарты удобства и функциональности, так что пользователю все сложнее мириться с бедностью цифровой «начинки» такого сложного технического устройства, как автомобиль. В США, например, почти половина покупателей новых легковых автомобилей делают свой выбор, принимая во внимание прежде всего возможности бортовой цифровой техники, а не технические характеристики самого транспортного средства.
КОРОЧЕ ГОВОРЯ, Я ЗАБЫЛ ПАРОЛЬ ОТ ВКОНТАКТЕ
К 2018 году примерно каждый третий из сошедших с конвейера автомобилей будет «подключенным» к интернету и получит встроенный телематический блок, прогнозирует Ассоциация GSM
Пояснить преимущества «сетемобиля» лучше всего на практических примерах. Возьмем обыденную ситуацию: автомобилист ищет место для парковки в городе.
Казалось бы, невелика проблема. Однако в масштабах всего мегаполиса она выглядит пугающе: доводилось видеть статистику о том, что до трети автомобилей, передвигающихся по центру города, на самом деле уже достигли своего места назначения, однако вынуждены кружить по прилегающим улицам в поисках парковки, «нагружая» тем самым и без того плотный трафик.
Свободные места при этом почти всегда имеются, просто нужно знать — где. «Сетемобиль» будет это знать. Более того, водителю даже не придется парковаться самому.
Он просто выйдет из машины, где ему удобно, и прикажет своему «умному» автомобилю найти место для стоянки (голосом, выбором соответствующей опции из меню бортового компьютера, а то и с помощью специального приложения на смартфоне). Автомобиль сам свяжется с сервером оператора парковки через интернет, получит сведения о незанятых местах (в асфальт под парковочными местами вмонтированы подключенные к интернету датчики), сам подъедет к ближайшему и займет его.
Скажете, фантастика? Отнюдь.
В США уже работают компании, предоставляющие подобную услугу (например, Streetline), — правда, пока наполовину в «ручном» режиме: водитель, воспользовавшись мобильным приложением, находит свободное место и сам ведет машину к нему. Но функция автоматической парковки уже входит в опции, предлагаемые ведущими автопроизводителями, а на нынешней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе демонстрировались концепты автомобилей, способных искать незанятые места самостоятельно.
Мозг на связи Этот простой пример иллюстрирует важную качественную перемену, которая должна будет случиться — и уже происходит! — с автомобилем: из средства передвижения он превращается также в средство обработки, передачи и потребления информации. Так же как мобильные телефоны эволюционировали до смартфонов — автомобиль тоже станет «смарт».
Процесс уже идет. На звание «подключенных» сейчас претендуют автомобили модели S от Tesla Motors, Renault с установленной опцией R-Link, некоторые модели Audi, Ford, BMW, Lexus, Toyota, General Motors и др.
Продажи пока невелики: суммарно — несколько миллионов штук в год. К тому же их цифровые возможности ограничиваются встроенной навигацией, умением воспроизводить музыку из интернета да контролем состояния бортового аккумулятора (если это электромобиль).
Однако все это скоро станет стандартом и для бюджетного сегмента. Между тем автопроизводители твердо встали на путь наращивания сетевых возможностей автомобилей.