Рейсом на орбиту

Появление рынка массового космического туризма — дело ближайших пяти лет. Американская компания Blue Origin миллиардера Джефа Безоса и английская Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона находятся на стадии летных испытаний своих космических аппаратов, в разработку которых они уже вложили минимум по $500 млн.

Ставки очень высоки. Тем удивительнее обнаружить и в России амбициозный космический стартап, рассчитывающий отправить первых туристов в суборбитальный полет уже в 2020 году, — компанию «Космокурс».

И тоже — с миллиардером в качестве инвестора.

Сооснователь и генеральный директор «Космокурса» Павел Пушкин — инженер ракетостроения, выходец из космической отрасли — ГКНПЦ им. Хруничева.

Поэтому о своем будущем космическом турпродукте он рассказывает «Бизнес-журналу» в деталях — причем так, будто полет состоится уже завтра. Запуски предполагается производить с космодрома Капустин Яр в Астраханской области. (Областная администрация поддерживает космический проект, который со временем может стать частью регионального бренда — наряду с астраханскими арбузами и рыбалкой.) Капсула разрабатываемого многоразового аппарата будет рассчитана на 6 туристов.

Для каждого полет обойдется в $200–250 тыс. (Зарубежные конкуренты заявляют такой же уровень цен, так что тут все вполне «среднерыночно».) Билеты в космос «Космокурс» еще не продает, хотя желающие, по словам Пушкина, уже есть. За четыре дня до старта туристов и провожающих попросят приехать на космодром, где ими займется туристическая «дочка» «Космокурса»: будущим космонавтам потребуется пройти инструктаж, подобрать скафандры, потренироваться на центрифуге, пройти вторичный медосмотр, ритуал посвящения в космонавты и дать пресс-конференцию.

Затем — старт, «прыжок» на высоту в 200 км примерно за 14 минут, 5–6 минут в состоянии невесомости и спуск капсулы на Землю.

Компания «Космокурс» была учреждена в июле 2014 года. Сроки стартапер ставит перед собой довольно жесткие: уже этим летом нужно защитить аванпроект в госкорпорации «Роскосмос» (которая после недавнего слияния Федерального космического агентства и Объединенной ракетно-космической корпорации выступает регулятором отрасли), в 2018?м — начать испытания отдельных систем, в 2019?м — испытать весь комплекс.

И в 2020?м, если все сложится удачно, полететь. Нынешняя смета проекта — $150 млн.

Все это выглядит красиво, но насколько реализуемо, тем более в нашей стране и в нынешних условиях?

Голос. Павел Пушкин


Ё-ракета или нет? Фигура российского инвестора, решившего вложить столь значительные средства в разработку космического аппарата, несомненно, вызывает интерес.

Павел Пушкин не называет его имени, ограничиваясь характеристикой: известный человек, миллиардер из российского списка Forbes, давно интересуется космонавтикой.

По словам гендиректора «Космокурса», с инвестором он познакомился несколько лет назад, когда еще работал в ГКНПЦ им. Хруничева, где занимался проектированием знаменитого российского космического «долгостроя» — ракеты-носителя «Ангара». (На ее разработку потрачено свыше 160 млрд рублей и 22 года, но она еще пока толком не полетела. — Прим. ред.) «Поскольку отрасль недофинансирована, мы тогда постоянно искали новые проекты, чтобы увеличить долю российского участия на международном рынке, — рассказывает Пушкин. — Этот человек вышел на нас через Сколково: в тот момент он как раз искал перспективные рынки для инвестирования».

Как вспоминает Павел, перебирали все возможные варианты — от разработки тяжелых ракет до легких, предназначенных для вывода на орбиту наноспутников (то есть весом до 10 кг). Однако после детального анализа будущие партнеры пришли к выводу, что наиболее интересен с коммерческой точки зрения суборбитальный туризм.

По словам Пушкина, он уволился с госпредприятия сразу же, как только получил от инвестора уверения в полной финансовой поддержке проекта и зарегистрировал компанию.

Согласно данным сервиса Kartoteka.ru, учредителями «Космокурса» выступили два физических лица, причем не фигурирующих в списке миллиардеров: сам Павел Пушкин (30%) и Александр Тукацинский (70%). Можно предположить, что второй соучредитель как раз и представляет интересы загадочного инвестора.

И тогда, возможно, следует искать разгадку в его послужном списке. В разное время Тукацинский был членом совета директоров таких крупных компаний, как УГМК, «Кузбассразрезуголь», «Трансмашхолдинг» и «Трансгрупп».

А это структуры, подконтрольные предпринимателю Искандеру Махмудову (№29 в списке Forbes, состояние — $3,5 млрд) и его деловым партнерам — Андрею Козицыну (№45, $2 млрд) и Андрею Бокареву (№104, $0,9 млрд).

О мотивах инвестора можно рассуждать и в психологическом ключе. За последние 10–15 лет успешные предприниматели, заработавшие капитал в далеких от космоса индустриях, вообще всерьез взялись за развитие частной космонавтики.

Илон Маск, один из основателей платежной системы PayPal, создал космическую корпорацию SpaceX, которая с 2012 года доставляет грузы на МКС. Совладелец id Software (разработчик компьютерных игр) Джон Кармак — компанию Armadillo Aerospace, владелец сети бюджетных отелей Роберт Бигелоу — корпорацию Bigelow Aerospace.

И это не говоря об уже упомянутых Джефе Безосе (онлайн-ритейлер Amazon) и Ричарде Брэнсоне (Virgin Group). Всех их можно назвать представителями «нетерпеливого поколения»: с детства они наблюдали успехи космонавтики и ожидали, что уж хотя бы с началом нового тысячелетия полеты на орбиту (а то и межпланетные в пределах Солнечной системы) станут для человечества обыденностью.

Не случилось: космос остается местом для избранных; с момента полета Юрия Гагарина на орбите побывало — задумайтесь! — всего 552 человека. И государственная космонавтика чуть ли не демонстративно отказывается превращать рынок космического туризма в массовый: на МКС с 2001 года побывало всего 7 туристов, а цена билета на орбиту сильно «кусается» — $35 млн.

Так что, не рассчитывая на государство, «нетерпеливые» частники начинают постепенно брать дело в свои руки. Не исключено, что и инвестор «Космокурса» как раз из таких.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: