Минпромторг зажег утиль

Некоторые автодилеры, участвуя в программе утилизации старых машин, закладывают 10-процентный риск «невозвратов» от государства

Получается, что дилер доверяет государству не больше, чем банки «верят» незнакомым заемщикам при беззалоговом потребительском кредитовании, которое изначально предполагает высокие риски. 10% невозвратов – это, мягко говоря, немало.

В банковской практике хорошие заемщики, как правило, платят за плохих: чем более рискованный продукт, тем выше процентные ставки. Дилеры, тестируя с 8-го марта программу утилизации, перенимают и эту практику финансистов.

Например, чтобы получить заветную скидку в 50 тыс. рублей, возможно, придется не только потратить много времени, но и купить что-нибудь… ненужное.

На днях мой приятель отправился в автосалон выбирать отцу жены машину. Тесть моего знакомого решил приобрести бюджетную иномарку отечественной сборки.

Про такие машины справедливо говорят, что они «в любом случае лучше, чем продукция российского автопрома». 

В гараже у тестя очередную зиму проскучала вазовская «шестерка». Машина на ходу и даже с зимней резиной, но возраст дает о себе знать: всего зим на ее памяти было 19.

Другими словами, агрегат с лихвой вписывается в рамки программы утилизации старых авто, согласно которой машине должно быть более 10 лет. Так почему бы не воспользоваться скидкой размером в 50 тыс. рублей? 

Приятель с тестем атаковали менеджера салона. Он был настроен благодушно, но почему-то постоянно зевал.

А его калькулятор все время по-разному оценивал итоговую стоимость машины, хотя параметры комплектации оставались неизменными. Тем не мене, с машиной определились довольно быстро и перешли ко второму вопросу: утиль.

Менеджер, отложив измученный калькулятор, посмотрел в сторону отдаленного столика: «Вот – вам туда. Это отдел, который занимается выкупом поддержанных автомобилей, в том числе – оформляет утилизацию». «Отлично, – сказал мой приятель тестю, – в очереди всего два человека, управимся быстро».

Однако радость была преждевременной: прождать пришлось примерно полтора часа. 

Пытаясь как-то скрасить минуты ожидания, покупатели стали прогуливаться по салону и открывать двери выставленных автомобилей. Зазеванный, но благодушный менеджер был занят другими клиентами.

Как корабли уходят на утиль. Крушение судов. Вот это зрелище.


Заметив тоску в глазах моего приятеля, подошел на минуту и попросил отнестись с пониманием: «Программа для нас новая, сотрудники раньше утилизацией не занимались, да еще все документы проверяют по десять раз. Ведь если мы хоть на одну букву ошибемся, то не получим от государства компенсацию за скидку в 50 тысяч».

По схеме утилизации салон снижает стоимость нового автомобиля, а уже затем Минпромторг возмещает дилеру недополученные средства. «Неужели так все серьезно?», – удивился мой приятель. «Да, – ответил менеджер, – мы исходим из того, что около 10 процентов от общей суммы скидок нам не вернут».  

Эти опасения автосалона сказывается на кармане клиента. Сотрудник, оформляющий документы на утиль, первым делом предупредил: «Если вы хотите воспользоваться данной программой, вам придется установить в нашем салоне дополнительное оборудование на сумму не менее 20 тыс. рублей».

Подобных требований в правилах Минпромторга по утилизации нет, возмутились покупатели. «Да, но таковы наши условия. Скажу вам по секрету: в этом случае мы сможем выйти хотя бы в ноль, если нам не вернут деньги», – пояснил менеджер.

Для героев моего рассказа требование автосалона оказалось терпимым: нужно было, как минимум, установить сигнализацию и магнитолу. С другой стороны, это можно сделать где-то еще – значительно дешевле.

А если, скажем, вы покупаете авто с богатой заводской комплектацией, дополнительное оборудование может и вовсе не потребоваться. По сути дилер навязывает услугу.

Далее приятель с тестем узнали любопытные подробности схемы утилизации, разработанной салоном. В ГАИ для снятия машины с учета необходимо ехать клиенту (можно без машины, достаточно снять номера и привезти все документы).

Тем временем, руководитель Минпромторга Алексей Рахманов в памятке для желающих сдать авто в утиль пишет следующее: потребителю нужно лишь «оформить в дилерском центре доверенность… на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации». Также потребуется «подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеназванные операции от имени гражданина».

К сожалению, указанные чиновником функции для автодилера оказались слишком трудоемкими. А вот взимать с клиентов обозначенные Минпромторгом 3 тыс. рублей за утилизацию – очень даже легко.  

Но почитав сообщения, которые оставляют люди в блоге Алексея Рахманова, я понял: моему знакомому и его тестю еще повезло. К примеру, вот отзыв из Краснодарского края: «соседу сказали, так как он в очереди 312-й, пусть приходит через три месяца (по звонку из автосалона) и тогда сдает свою «старушку» и берет новую».

Другому гражданину, проживающему в Мурманске, местный дилер сообщил, что заниматься утилизацией автомобиля придется самостоятельно – причем для этого необходимо ехать в Петербург.

Московский автосалон, который посетили герои мой колонки, техническую часть утилизации берет на себя  – и на том спасибо. «Зрелище душераздирающие: машины только что бегали и вдруг –   трещат по швам», – поделился менеджер на прощание. Он рассказал, что иногда владельцы сдают в утиль автомобили, стоимость которых может превышать 50 тыс. рублей. «Недавно приехали на тюнингованной «восьмерке» – полный фарш, музыка, литые диски.

Видимо, водитель поленился искать покупателя».

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: