Налог по-русски: окончательный диагноз

Российская налоговая система хронически больна. Быть может, неизлечимо, поскольку четыре года реформ так и не пошли ей на пользу.

Если, конечно, не считать массы полезных и приятных вещей, которыми сумели за время реформирования обзавестись мытари.

Лишний раз этот печальный вывод подтверждает вчерашняя пресс-конференция трех министров, посвященная продолжению налоговой реформы. Формально она была посвящена ответам на вопросы журналистов по результатам совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, прошедшей в пятницу, 19 марта.

Реально же чиновники в три руки нарисовали печальную картину торжества коррупции и несправедливости.

В любом учебнике по налогообложению можно прочитать о как минимум трех основных функциях налогов – фискальной, распределительной и стимулирующей. Правда, существование первой из них отрицается многими теоретиками.

По их мнению, налоги имеют фискальный характер, а их функции в экономике – стимулировать образование национального дохода и оптимальным образом перераспределять его часть в соответствии с потребностями общества.

Нелишне отметить – при всем почтении к фиску, – что все-таки стимулирующая и распределительная функции налогов имеют наибольшее общественное значение. С этой точки зрения реформа посылает налогоплательщикам смешанные стимулы.

Во всем мире центр тяжести налоговой политики переносится с производства на потребление, чтобы стимулировать экономический рост и накопление, а также ограничить непроизводительные траты. Установление плоской шкалы подоходного налога, регрессионная шкала ЕСН, отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль, привязка НДПИ к мировым (!) ценам на нефть – все это признаки того, что Россия вновь идет своим путем.

Путь этот все больше напоминает кривую дорожку – по крайней мере, в том, что касается исполнителей. И власть предержащие готовы расписаться в собственном бессилии.

Любой перевод на карточку считается доходом: как правильно заплатить налоги


«Перейти к дифференцированной схеме налогообложения недр крайне необходимо, поскольку это позволит вовлечь в оборот менее рентабельные скважины, – заявил в понедельник глава Минэкономразвития Герман Греф. – Наработаны очень интересные материалы, но мы пришли к выводу, что на сегодняшний день система администрирования, уровень которой недостаточно высок, не позволяет вести такое администрирование без потери прозрачности».

В переводе на русский язык это означает, что коррупция и взяточничество поразили фискальный аппарат сверху донизу. Власти проще стричь всех налогоплательщиков под одну гребенку, выхолащивая тем самым стимулирующую функцию налогов, нежели противостоять алчности мытарей.

И никакое преобразование МНС в ФНС ничего не изменит.

Относится это, кстати сказать, не только к налогообложению недропользователей. НДС, один из основных доноров федерального бюджета, также стал площадкой борьбы с криминалом.

Ради роста его собираемости власти готовы идти даже на, мягко говоря, экзотические с экономической точки зрения меры. Например, на введение НДС-счетов.

Эта идея под давлением здравого смысла отложена до 2005 г., но не отвергнута.

«В случае, если болезнь окажется более глубокой, чем мы себе представляли, не исключено, что нам придется вернуться к этой теме, – прокомментировал ситуацию с НДС-счетами министр финансов Алексей Кудрин. – Пока, повторяю, мы ее отложили».

По сути НДС-счета представляют собой вариант конфискации денег налогоплательщика. В Минфине полагают, что только таким суровым способом можно пресечь использование схем.

На самом деле в рамках действующего законодательства вполне можно бороться и с фирмами-однодневками, и с лжеэкспортом, и с необоснованными льготами по капитальному строительству. Но собирать налоги мешает Ее Величество Взятка.

По большому счету, высокий уровень коррупции в налоговой сфере – признак того, что налогообложение является чрезмерно обременительным для бизнеса, а оказываемые государством публичные услуги недостаточны для налогоплательщиков. Через уродливый механизм взятки компании минимизируют издержки, поскольку использованиелегальных способов минимизации и разрешенных законом льгот чревато – при определенных условиях – перемещением в «Матросскую Тишину».

Бессмертное «уж лучше грешным быть, чем грешным слыть» служит в этом случае достаточным самооправданием. И пока административная реформа ограничивается дележом портфелем и перераспределением функций, при котором на место одного столоначальника приходят три, ничего не изменится.

Отдел экономики RBCdaily

Иван Трегубов

Семинары по теме «Аудиторская деятельность»

01 января
Стратегии проведения Legal Due Diligence

19 декабря — 22 декабря
Международные стандарты аудита
еще

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: