О козе, баяне …и платежных терминалах

Сбербанк РФ ведет переговоры о покупке электронной платежной системы Киберплат.

Геннадий Заманский — Заместитель генерального директора «ФОРС–Банковские Системы»

Вроде бы эта новость – не более чем еще одно звено в длинной цепи слияний и поглощений последнего года, и первое, что приходит голову – это пресловутая поговорка о козе и баяне. Однако, на самом деле этот факт глубоко символичен.

Уж если даже Сбербанк поворачивается лицом к платежным терминалам, значит, мы имеем дело с выраженной тенденцией.

Безусловно, очень существенное влияние на развитие рыночной ситуации оказал 103-й федеральный закон (он влияет на рынок уже сейчас, еще до своего вступления в силу). С одной стороны закон этот легализует деятельность многочисленных мелких агентов на рынке платежных услуг, с другой – он активно подталкивает этих агентов к сотрудничеству с банками, которые в рамках 103 ФЗ получили некоторые преференции.

Действительно, для мелкого розничного агента по приему платежей проще на тех или иных условиях договориться о сотрудничестве с каким-либо банком, чем устанавливать на терминалах фискальные регистраторы, заменять софт, а потом еще и разбираться с налоговой инспекцией.

С другой стороны определенный ответный импульс наблюдается сейчас и со стороны банков, которые проявляют все больше и больше внимания к терминалам самообслуживания вообще и к сотрудничеству с платежными агентами в частности. Это и понятно.

Ведь в условиях кризиса все банки инстинктивно тянутся к рознице – этот бизнес значительно устойчивее корпоративного, а риски здесь носят общестатистический характер (да кризис, да тяжело, но в целом не хуже чем в среднем по стране). Однако само понимание розничного бизнеса у разных банков в корне различается.

Если для крупных московских структур с солидным собственным капиталом розница – это в первую очередь массовые процентные продукты (кредиты, депозиты, а в последнее время и кредитные карты), то возможности небольших по московским меркам региональных банков значительно скромнее. Соответственно и интересы их лежат больше в сфере комиссионного бизнеса (обработка платежей, переводы без открытия счета, и т.п.), а здесь уж рукой подать до терминальной темы.

Бурёнка Даша. Идет коза рогатая | Песни для детей


На наш взгляд, в ближайшие полгода будет происходить концентрация бизнеса агентов по приему платежей вокруг нескольких десятков банков, среди которых доминировать будут именно средние по размерам региональные структуры (для крупных московских игроков какое-то сотрудничество с мелкими платежными агентами в регионах вряд ли представляет интерес). Следствием этого будет активизация процесса подключения к платежным системам новых провайдеров, в первую очередь из числа поставщиков коммунальных услуг.

Каждый из таких банков попытается создать у себя в регионе собственный пул провайдеров, обслуживаемых на комиссионной основе. После этого логичным будет следующий шаг – вывести (на коммерческой основе, разумеется) оплату услуг подключенных банками региональных провайдеров в публичные платежные системы.

Все это, безусловно, будет способствовать массовому освоению банками рынка коммунальных платежей, а это, как никак, 1,7 трлн. рублей в год. Сейчас на этом рынке почти безраздельно властвует Сбербанк, но видно и ему там не сладко – уж больно хлопотное это дело, да и малоприбыльное.

А вот прибыльность сложившейся модели обслуживания сотовых платежей, напротив, сомнений не вызывает.

Все это, безусловно, потребует новых решений в сфере ПО для терминалов, платежно-биллинговых систем, а также для организации их взаимодействия друг с другом и с банками. В отличие от бэк-офисных банковских систем, где круг пользователей жестко ограничен и требования к интерфейсу не относятся к числу принципиальных, здесь эргономика напротив имеет первостепенное значение – ведь клиент не обязан платить именно на вашем терминале, его надо чем-то привлечь, а сам процесс общения с устройством сделать максимально простым и удобным.

Основным же архитектурным требованием для такого решения является, на наш взгляд, многоинституциональность. Необходимо создать такое информационное поле, в котором одновременно могли бы работать несколько банков, активно подключающих собственных провайдеров и взаимодействующих со множеством агентов, причем вся эта конструкция должна быть связана шлюзами сразу с несколькими платежными системами, образуя тем самым единое операционное пространство розничных платежей.

Именно такая постановка задачи может положить начало объединению многочисленных и разрозненных ныне сетей обработки наличных платежей в некое единое целое, а победителями в конкурентной борьбе на рынке терминальных сетей станут те банки, которые смогут реализовать бизнес-модель, основанную на принципах коллективного взаимодействия.

Картина здесь в некотором роде аналогична развитию рынка пластиковых карт в США. Там это развитие тоже носило вначале локальный характер – каждый банк пытался эмитировать собственные карты и самостоятельно договаривался с местными торгово-сервисными предприятиями об их приеме.

И только после того, как двое из участников рынка (Bank of America и Citibank) осознали ограниченность такой модели и предложили лицензии на проведение операций со своими картами другим банкам, рост стал лавинообразным. Так вот, оказывается, для чего Сбербанку платежные терминалы… Остается, правда, вопрос, способен ли Сбербанк сыграть роль инноватора, причем сыграть ее столь же успешно, как это сделали в свое время наши американские друзья…

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: