Опасные игрушки

Банк России ужесточает требования к капиталу кредитных организаций и резервам на возможные потери.

«Спички детям не игрушка!» Агитационный плакат времен СССР. «Если бегать с ножницами в руках, можно пораниться» Совет дня от Microsoft Office

Каждый педагог знает, что гораздо проще (и дешевле) заранее отобрать у детей легковоспламеняющиеся и острые предметы, чем потом тушить пожар, вызванный их неумелыми действиями, или лечить тяжелые травмы. Если сделать это вовремя, то не придется потом наказывать непослушное чадо и возмещать соседям причиненные убытки.

То же самое и в финансовой сфере. Недоглядели западные регуляторы за subprime-ипотекой и деривативами, и вот вам результат: спасение заигравшихся детишек системообразующих финансовых структур обошлось крупнейшим государствам в астрономические суммы.

Потом, конечно, спички и ножницы отобрали. Ужесточили требования к капиталу кредитных организаций, разделили (вернее, попытались разделить) инвестиционную и розничную деятельность,  придумали дополнительные налоги на финансовый сектор.

Вроде пока подопечные не шалят.

Отечественный регулятор тоже не дремлет, и после некоторого смягчения надзорного режима в кризис (нельзя же наказывать детей, когда они болеют), потратив значительные средства на антикризисные меры (лекарства, сладости и игрушки), явно переходит к периоду «закручивания гаек». Причем предупреждает нас об этом заранее.

Проекты поправок в Положение № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию № 110-И «Об обязательных нормативах банков» Банк России разместил на своем сайте на прошлой неделе.

Первый документ вносит изменения в порядок формирования резервов на возможные потери, установленный Положением № 283-П. Собственно, изменений всего два.

Во-первых, паи инвестиционных фондов, отраженные на счетах Главы 5 Плана счетов, будут теперь рассматриваться в качестве элементов расчетной базы РВП не как ценные бумаги, а как активы, переданные в доверительное управление.

Во-вторых, в состав элементов расчетной базы включаются так называемые «непрофильные активы»: недвижимость и прочее имущество, права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные банками по договорам залога или отступного. Кроме того, резервировать придется балансовую стоимость недвижимого имущества и земли, которые используются не для осуществления банковской деятельности.

Размер резерва по таким активам определяется в зависимости от срока, в течение которого данные активы учитываются банком на балансовых счетах №№ 60401 «Основные средства (кроме земли)», 60404 «Земля» и 61011 «Внеоборотные запасы». При этом для активов, учитываемых на балансе более года, резерв должен составить не менее 10%, более 2 лет – не менее 35%, более 3 лет – не менее 75%.

Так как раньше эти объекты вообще не подлежали резервированию, соответствующий порядок банкам придется разработать и утвердить (включая распределение функций, ответственности и контроля).

Но главная проблема не в этом; в конце концов, кто мешает просто применить минимальный коэффициент резервирования в зависимости от срока нахождения имущества на балансе? Дело в том, что бОльшая часть имущества, перешедшего к банкам по договорам залога и отступного в конце 2008 – начале 2009 годов, свои 365 дней на балансах уже отлежала.

5 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ДЕТЯМ


А к дате вступления в силу изменений к Положению № 283-П – а это 1 июля 2011 года – суммы необходимых к созданию резервов еще подрастут. А значит, у многих банков – владельцев непрофильных активов могут возникнуть проблемы с финансовыми результатами, капиталом и обязательными нормативами.

Передать залежавшееся имущество дочерним компаниям или тем же паевым инвестиционным фондам, дабы избежать создания значительных резервов, у банков не получится: согласно новым правилам, резерв по такому имуществу создается в таком же порядке и в тех же размерах, как и по собственному.

Кстати, в сентябре 2010 года директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимир Чистюхин говорил, что «десятки российских банков накопили критический объем непрофильных активов – свыше 20% от их общего размера». По данным Банка России, около 70% из этих активов составляет недвижимость, попавшая на балансы банков в период кризиса в качестве отступного по кредитам. 

С изменениями к Инструкции № 110-И все еще сложнее. Ну то есть она, Инструкция, и сама по себе очень непростая; а оценить эффект последних изменений и влияние их на капитал и нормативы банков можно будет еще нескоро – в полном объеме документ должен вступить в силу с 1 июля 2012 года.

Впрочем, руководство Банка России длительные сроки и неопределенность экономического ландшафта не пугают: как заявил на прошлой неделе директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский, уровень достаточности капитала российских банков после ужесточения требований к его расчету «может снизиться до 17,5% с нынешних 18%».

Новое Указание предполагает включение в расчет достаточности капитала нового элемента под названием «операции с повышенными коэффициентами риска». К таковым регулятор, в частности, отнес:

— ссуды, предоставленные заемщикам, не давшим согласия на представление информации в бюро кредитных историй или на ознакомление кредитора с его кредитной историей;

— ссуды, направленные заемщиками на всякие подозрительные цели (в том числе предоставление займов третьим лицам, погашение займов, полученных от третьих лиц, покупка ценных бумаг, вложения в уставные капиталы, а также покупка недвижимости физическим лицом на сумму, превышающую 50 млн. руб. – последнее очень подозрительно, согласна);

— кредиты, выданные заемщикам путем перечисления средств на расчетные (текущие) счета в других кредитных организациях;

— учтенные векселя (!), а также сделки по покупке (продаже) векселей с отсрочкой платежа (поставки);

— облигации (за исключением облигаций, выпущенных определенными эмитентами, а также облигаций с ипотечным покрытием);

— требования к юридическим лицам – резидентам оффшорных зон (ну, это понятно);

— требования к страховым компаниям;

— особо крупные (свыше 50 млн. руб.) кредиты заемщикам – физическим лицам или группам связанных заемщиков – физических лиц;

— вложения банков в паи паевых инвестиционных фондов (активы, переданные в доверительное управление);

— потребительские кредиты в иностранной валюте и другие.

Ко всем перечисленным активам при расчете нормативов применяется повышенный (от 1,1 до 1,5) коэффициент риска (ну как тут не вспомнить анекдот про значение синуса, которое в военное время может достигать двух?). Понятно, что новый элемент (ПК) ухудшает показатель Н1 – норматив достаточности капитала.

Таким образом регулятор собирается, как говорится в пояснительной записке к проектам, «содействовать банкам в проведении взвешенной кредитной политики и создании дополнительной «подушки» капитала для банков, принявших повышенные риски». Характер предлагаемых изменений ориентирован на уроки международного финансового кризиса в приложении к отечественному опыту, поясняет регулятор.

«Одной из главных причин кризиса явилось то, что существенная часть рисков, принятых банками в период экономического бума, не была идентифицирована, причем имело место намеренное сокрытие банками принятых рисков. В ряде случаев нетранспарентность банков и сознательный «обход» установленных регулятивных норм привел к угрожающей концентрации рисков и подрыву устойчивости банков», — говорится в пояснительной записке.

Проще говоря, если совсем уж отобрать опасные игрушки нельзя (законодательство не позволяет), то пусть они хотя бы будут на виду.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: