От невнимательности к эмоциям

Страховые игры на рынке розничных банковских услуг продолжаются.

На днях встретились с другом, который некоторое время назад получил кредитную карту в одном из крупнейших банков. Несколько месяцев карта лежала в бумажнике, он ей не пользовался.

Но с приближением Нового года расходы растут, и приятель решил потратить часть кредитных средств. Ставка по карте не самая низкая – более 25% годовых. «Зато все прозрачно, никаких комиссий, – наивно полагал он, – деньги нужны ненадолго, тем боле есть льготный период».

Плата за жизнь. Мой друг сделал несколько покупок в ноябре, а на этой неделе наступившая, если верить календарю, зима принесла с собой новый расчетный период.

И вот, вечером 1 декабря другу приходит sms-сообщение о списании более 500 рублей. В этот момент он находился на работе, тут же зашел в интернет-банк, чтобы посмотреть выписку.

В ней указывалось: несколько минут назад была проведена операция по списанию комиссии за страховку. Но никаких страховок мой друг оформлять даже не думал.

Неужели мошенники? Он сразу начал вспоминать, где платил картой, не происходило ли в этот момент чего-то необычного. И параллельно набирал номер службы поддержки банка. «Что за странная операция по списанию средств? Я ее не совершал!», – сказал приятель, дозвонившись.

Девушка попросила представиться, назвать кодовое слово, и через несколько секунд ответила: «Не волнуйтесь, никакого мошенничества не было. Деньги с вашей карты списал банк. Это комиссия – 0,59% от задолженности – за страхование жизни и потери трудоспособности.

Списывается 1-го числа каждого месяца». Друг возмутился: «Какая страховка, я ничего не оформлял, даже разговора такого не было».

Сотрудница банка сообщила: «Тем не менее, вы подключены к программе страхования. Возможно, вы сможете отказаться от нее, однако для этого необходимо прийти в офис».

До отделения банка мой приятель пока добраться не успел. По всей видимости, когда подписывал документы на получение карты, он просто не обратил внимания на «хитрый» пункт.

Поскольку согласия на страхование осознанно он не давал (иначе бы наверняка помнил об этом), страховка, скорее всего, была оформлена по умолчанию. Отказаться было возможно – если бы он в принципе знал, что эта страховка существует.

Но для этого нужно внимательно читать то, что подписываешь. К сожалению, это мало кто делает.

6 Эмоция Райли | Что будет в \


Оформление страховки по умолчанию – явление неновое. К примеру, банки, выдающие кредиты в магазинах, частенько использовали этот прием: если в договоре клиент не ставит галочку, отказываясь тем самым от страхования жизни, страховка будет оформлена автоматически.

Ежемесячный платеж, соответственно, увеличится.

Страхование жизни и потери трудоспособности – услуга вполне нормальная. Правда, на мой взгляд, она органичнее смотрится не в паре с картами и «потребами», а как логичное приложение к крупным и долгосрочным кредитам. То есть когда действительно имеет смысл себя страховать.

И в любом случае потребитель должен полностью представлять, что он покупает и за какие деньги. Особенно если банк нацелен на долгосрочное сотрудничество и последующие кросс-продажи.

К слову: клиент, оформивший неожиданно для себя подобную страховку, может оказаться вредным, дотошным и принципиальным. И нажаловаться не только друзьям.

Как, например, на такую политику продажи страховок посмотрят некоторые госведомства, которые до последнего времени активно боролись со скрытыми комиссиями?

Страховка от работодателя. Любопытно, что сегодня всерьез обсуждается введение другого страхового продукта – тоже в рамках кредитования: оформление страховки от потери работы. И не только обсуждается, но даже предлагается отдельными банками.

Этот вид страхования вызывает у меня недоумение.

Даже если инициатором увольнения выступает работодатель, далеко не всегда в трудовой книжке фиксируется факт его инициативы: в большинстве случаев стороны приходят к компромиссу, используя либо формулировку «по инициативе работника» (то есть по собственному желанию), либо «по соглашению сторон». Но кредитора и страховщика это вряд ли устроит.

Иначе бы все с удовольствием брали кредит, оформляли полис, увольнялись, погашали задолженность за счет страховки, после чего можно было бы как восстановиться на прежнем месте, так и перейти куда-то еще.

Банк, чтобы признать страховой случай, будет требовать подтверждения инициативы работодателя. Плюс – скорее всего, придется официально регистрироваться в качестве безработного.

Выходит, вместо того, чтобы заниматься поиском нового места, человек будет тратить время на бюрократические процедуры.

Не спорю, при умелом подходе продать можно все что угодно. В данном случае убедить в необходимости страховки удастся, скорее, на эмоциональном уровне. Но заметим – рынок труда начинает оживать, это подтверждают в том числе «охотники за головами».

Неуверенных в своих силах граждан, которые составляют целевую аудиторию продавцов подобных страховок, будет становиться все меньше. Словом, продукт не только сомнительный, но и кратковременный.

На мой взгляд, если уж вводить нечто похожее, то преподносить это под другим соусом. Допустим, предлагать застраховаться от короткой просрочки, возникающей по любой причине, будь то болезнь, командировка или просто нежелание выходить из дома.

Страховка может покрывать штрафные пени (не сумму платежа). Для исключения злоупотреблений со стороны клиентов потребуются ограничения.

Например, предусмотреть в правилах, что страхователь может запоздать с внесением очередного платежа не более двух или трех раз за весь срок кредита. И не подряд.

Также обозначить максимальный срок одной просрочки – к примеру, до 10 дней.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: