О том, как будет меняться нормативная база в связи с наделением новыми полномочиями Банка России, что ждать от Минфина в рамках финансового регулирования в ближайшее время и какие меры помощи банковскому сектору будут оказаны, в блиц-интервью «Б.О» рассказала Светлана Ячевская — директор правового департамента Министерства финансов РФ.
— Светлана Викторовна, какие, на ваш взгляд, последствия ждут банки после формирования мегарегулятора? Прокомментируйте, пожалуйста, вероятность конфликта интересов вследствие наделения Банка России дополнительными полномочиями.
— В настоящее время в России происходит дублирование функций органов государственной власти в части контроля определенной части финансового рынка, что приводит к избыточному регулированию. При этом опыт преодоления финансового кризиса показал важность принятия оперативных решений по стабилизации финансовой системы, эффективность управления которой оказывает влияние на общую эффективность государственной экономической политики.
Правительством РФ разработана инициатива о совершенствовании системы регулирования и надзора на финансовых рынках. Наиболее предпочтительным решением было определено формирование единого надзорного органа за всеми сегментами финансового рынка на базе Банка России путем полной передачи ему действующих полномочий ФСФР России (без наделения правом законодательной инициативы).
Такое решение позволяет повысить эффективность надзора за финансовыми группами, уменьшить административную нагрузку на участников финансового рынка, устранить регулятивный арбитраж и обеспечить комплексное управление системными рисками в секторе. Сегодня мы также должны ответить и на ряд правовых вопросов, таких как: возможность передачи властных полномочий Банку России, наряду с осуществлением им частно-правовых; вопрос финансовой ответственности, а также распространение государственного иммунитета на деятельность центрального банка, связанную с осуществлением публичных функций.
Мультфильмы Тлум — Герои Энвелла — Продолжить игру — Серия 18 — фантастический мультик
В широком смысле Банк России, относится к системе финансовых органов, таким образом он может сочетать в себе одновременно и те, и другие функции. Кроме того, на мой взгляд, применима концепция функционального иммунитета, в соответствии с которой Банк России, выступая в публично-правовых отношениях, подпадает под действие государственного иммунитета.
Уверена, что вопрос возможного конфликта интересов также удастся разрешить.
— В какие сроки и как будут производиться поправки около 70 НПА?
— В настоящее время проект федерального закона о внесении изменений принят в первом чтении. Также разработаны и внесены в Правительство РФ проект указа Президента РФ и постановления Правительства РФ, которыми предусматривается передача полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России.
— Какие действия в сфере регулирования финрынка можно ожидать от Минфина в ближайшие дни?
— Будет продолжена работа над законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)».
— Прокомментируйте, пожалуйста, инициативу МЭР по поводу ограничения квоты на долю иностранного участия.
— Проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» разработан в соответствии с условиями, определенными в ходе переговоров по присоединению России к ВТО.
Документ направлен на установление квоты иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории РФ, в размере 50 процентов, определение перечня инвестиций, которые не будут включаться в расчет квоты, а также порядка действий Банка России в случае ее превышения.
— Какие меры помощи банковскому сектору в сфере правового регулирования планирует Минфин в ближайшее время (стоит ли ждать инициатив от ведомства)?
— Будет продолжено выполнение мероприятий, предусмотренных планом по реализации Стратегии банковского сектора РФ на период до 2015 года, а также продолжена работа над законодательными инициативами направленными на стимулирование безналичных платежей и совершенствование системы страхования вкладов.