Раскрыл ли центробанк доступ к результатам своих проверок?

И не нанесет ли публикуемая информация вред банкирам.

Среди сотрудников и топ-менеджеров банков было немало обеспокоенных тем, не станет ли публикация данных о результатах проверок банков регулятором и наложенных на банки санкциях тем фактором, который подорвет доверие к банкам и ухудшит их и без того непростое положение.

Ведь согласно положениям №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации», Центральный банк обязан публиковать ранее закрытые сведения о проведенных в банках проверках, их результатах, введении запрета на привлечение вкладов, регистрации выпуска ценных бумаг или отказе в его регистрации, а также о привлечении руководителей банков к административной ответственности. Всего 14 позиций, конкретизированных в Указании ЦБ РФ №2723-У.

О самом законе и истории его разработки можно рассказывать долго, благо, что готовили его более десяти лет. Принятие закона, как оптимистично заметил в свое время глава ФСФР Владимир Миловидов, сделает российский рынок «нормальным, интегрированным в мировую финансовую систему».

Принятие закона было, конечно, необходимо. Ведь в России использование инсайдерской информации является не редким исключением, а скорее важнейшим инструментом успешного ведения бизнеса, от рейдерских захватов предприятий и банков до заблаговременного закрытия лимитов на межбанковском рынке.

И вряд ли даже самый лучший закон положит быстрый конец этим «добрым» традициям.

Достаточно вспомнить примеры избавления некоторыми банками от ГКО перед самым дефолтом 1998 года, а также поведение на валютной бирже ряда крупных банков в самый разгар кризиса в 2008 году. Да и переход сотрудников клиентских управлений вместе с базой клиентов на работу в конкурирующий банк уже никого не удивляет.

А в некоторых случаях – даже является обязательным условием принятия на работу в новый банк. Более того – сотрудники в разгар предкризисного «кредитного бума» бродили из банка в банк целыми командами, естественно, не забывая прихватить с собой базу ценных клиентов. «Слив» в прессу информации о проблемах в определенных банках также является в России действенным средством конкурентной борьбы.

NetHope: Providing Internet access to refugees


Собственно, бороться с такими явлениями и призван вышеназванный закон. Те читатели, кто держал в руках акт комплексной проверки родного банка, знают, что это весьма увесистый том, в котором подробно рассказано о всех выявленных ревизорами Центрального банка нарушениях в работе – от 100 рублей излишне взысканных с клиента процентов до нарушения ведения бухгалтерского учета и обнаруженной недостачи в кассе банка.

Эта информация может принести пользу для аналитиков банков и крупных компаний, которые мониторят финансовое положение и риски контрагентов. Да и крупным вкладчикам знать подобные сведения было бы полезно.

Правда, их публикация регулятором вполне могла бы и ухудшить положение дел в тех банках, у которых наметились проблемы.

Ранее сведения о проведенных в банках проверках и о введенных ограничениях на работу со вкладами просачивались в бизнес-среду и средства массовой информации фрагментарно, что было, безусловно, весьма неудачно. Зато теперь-то каждый банк будет у клиентов как на ладони!

Но что же мы увидели в наступившем году?

На сайте Центрального банка появился специальный раздел, из которого можно узнать, например, что «завершена плановая тематическая проверка филиала кредитной организации» и о том, что «результаты проверок будут учтены Банком России при осуществлении банковского надзора за кредитной организацией, в том числе при принятии Банком России решений предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Также Центробанк информирует о том, что такому-то банку «выдана лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте в связи с расширением деятельности».

Или что департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России зарегистрирован очередной выпуск акций, и приведены его основные параметры.

Собственно, часть этой информации была доступна и раньше, а та, что стала известна только теперь, малоинформативна в той форме, в которой она публикуется. Из нее сколько-нибудь ценные выводы будет трудновато сделать не только  банковским вкладчикам, паники со стороны которых так опасались недавно некоторые аналитики, но и экспертам-профессионалам.

Видно, что регулятор отнесся к исполнению закона исключительно формально, выполнив букву закона, и только. Очевидно, Центральный банк не намерен публиковать не то что лишних сведений – лишнего слова сверх минимального исполнения требований закона.

Возможно, стоило не спешить с принятием закона об инсайде, чтобы более точно  сформулировать его требования? Что может быть хуже, чем тревожить участников финансовых рынков публикацией неполных сведений, после прочтения которых вопросов возникает гораздо больше, чем было до этого.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: