Сюрпри-из!..

Банк России планирует существенно изменить порядок формирования и хранения бухгалтерских документов и учетных регистров.

Проект соответствующего документа появился на сайте Банка России вчера вечером (НИКА, спасибо за информацию :) ). Похоже, действительно вот-вот свершится то, о чем так долго размышляли, спорили и мечтали банковские бухгалтера: появится возможность хранения бухгалтерских документов и учетных регистров (или хотя бы их части) в электронном виде.

Судя по срокам, отведенным на проведение экспертизы на коррупциогенность (экспертные заключения принимаются до 3 ноября), регулятор намерен принять данные изменения до конца года.

Изменения вносятся в основном в часть I «Общая часть» и часть III «Организация работы по ведению бухгалтерского учета» Положения № 302-П.

Некоторые из нововведений связаны с регламентацией формы и содержания мемориального ордера (Указание ЦБ РФ от 29 декабря 2008 г. № 2161-У, вступающее в силу с 1 января 2010 года). Некоторые – с определением продолжительности операционного дня и порядком отражения в учете операций, совершенных в выходные дни (пункт 1.3. части III Положения № 302-).

Но самая интересная их часть посвящена обработке и хранению учетной информации в электронном виде.

Порядок формирования и хранения документов в электронном виде банк должен определить самостоятельно. Это значит, что соответствующие изменения нужно будет внести в учетную политику – тот ее раздел, который описывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

При этом, ясное дело, должна быть обеспечена защита от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации.

В электронном виде можно будет вести не только Книгу открытых счетов, но и отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые в действующей редакции правил бухгалтерского учета необходимо распечатывать. Правда, на 1 января Книгу все равно придется распечатать – но только в части действующих на эту дату счетов.

Мужик пришёл к любовнице. Сюрпри-из.. Мини Юморини.


Исключается требование ежедневного вывода на печать лицевых счетов, по которым были проведены операции, а также выписок (вторых экземпляров лицевых счетов) по счетам клиентов. Выдачу выписок клиентам также можно будет осуществлять в электронном виде – за исключением выписок из лицевых счетов клиентов по состоянию на 1 января.

Обязательному распечатыванию будут подлежать только те документы (и соответствующие лицевые счета), которые имеют нормативный срок хранения свыше 10 лет. Интересно, кстати, что это за документы?

Если не ошибаюсь, на данный момент не существует нормативного акта, устанавливающего нормативные сроки хранения для документов кредитных организаций.

Если часть бухгалтерских документов формируется и хранится в электронном виде, то в сшивы (папки) должны помещаться соответствующие справки о таких документах.

Сформированные и сброшюрованные бухгалтерские документы можно будет передавать в архив не реже одного раза в месяц, не позднее десятого рабочего дня следующего месяца.

В скором будущем, вероятно, нужно ожидать выхода нормативного акта Банка России о хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета.

Есть еще одна приятная новость: проект Указания предполагает отмену одного из учетных регистров – Ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств кредитной организацией (приложение 7 к Положению № 302-П).

Впрочем, как это обычно бывает, не обошлось и без ложки дегтя. Видимо, не настолько регулятор доверяет электронным средствам хранения информации и аналогам собственноручной подписи, чтобы не продублировать электронный архив бумажным регистром синтетического учета.

А посему в число ежедневно распечатываемых документов в компанию к балансу попадет оборотная ведомость.

И зачем, интересно, нужно печатать баланс, если все его данные (только в профиль) есть в оборотной ведомости?

В общем, если не придираться к пунктуации (с запятыми там проблемы – торопились, наверное), то документ можно признать в целом позитивным. Осталось только дождаться его превращения из проекта в нормативный акт.

Ну а изменениями в учетную политику, если хотим успеть до Нового года, можно, наверное, заняться уже сейчас.

И не забудьте обрадовать (или огорчить?) своих специалистов по информационным технологиям – с них теперь будет особый спрос.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: