Сколько стоит ноу-хау?

Андрей Глауберман Руководитель проекта, Москва Из чего складывается стоимость и качество знания, почему оно может быть дорогими, и что влияет на его конечную ценность? О том, почему и как мы стали ценить знания и качество обучения, читайте в статье участника Сообщества Андрея Глаубермана.

Андрей Глауберман

Введение

Мы живем в такое время, когда знания стремительно дешевеют. Еще пару десятков лет назад, чтобы получить необходимые знания требовалось приложить гораздо больше усилий.

А в исключительных случаях нужно было в определенных условиях прожить часть жизни, чтобы узнать и вынести специфическое знание, которое теперь просто доступно. Сегодня знания достаются все меньшей и меньшей ценой.

Мы стали ценить качество самого знания и качество обучения. Но как?

Я предлагаю прагматический ответ на этот вопрос.

Производство знаний

Объем знаний растет. Поэтому ценность отдельного знания в этом мире на фоне более или менее постоянных ментальных способностей человека падает.

Да, эти способности можно учиться наращивать, можно стараться эффективно управлять знаниями, можно тренироваться. Но, на фоне ежедневного притока знаний и такого же по скорости потока забывания картину со всем миром способностей можно считать статичной, поскольку эти способности не так быстро развиваются.

Рисунок 1: Производство знаний

Знание в чистом виде состоит из двух процессов: услышал и пересказал своими словами (рис. 1).

Здесь поиск и восприятие мыслей, идей и прочих ментальных реальностей – часть процесса восприятия.

Другая часть мыслительной работы – обдумывание, переосмысление и т.п. есть элемент изложения. Понятно, что всевозможные виды активностей (рис.

1, внизу) могут повторяться, идти параллельно или последовательно.

Соответственно стоимость таких знаний складывается из:

стоимость исходных материалов +

накладные расходы получение/передача +

работа по восприятию +

работа по изложению

Как вы видите, содержание знаний может быть совершенно разным: новая методология, практические советы, как в стихах, так и в прозе, – это здесь не имеет значения. Если мы посмотрим на знание с этой точки зрения, то поймем, что конкретный личный опыт при производстве знания вообще не задействован непосредственно.

Работу по восприятию, как и работу по изложению, в принципе, по отдельности можно поручить любому нормальному человеку, то есть это могут делать даже студенты.

Качество самого знания складывается из:

качество исходных материалов,

качество связи,

качество восприятия и = умение слышать/слушать

качество изложения. Навыки презентации

И то и другое в народе называется «компетенциями» и поэтому, если человек талантлив, эти компетенции, как качества души, могут вполне присутствовать в человеке возраста 21-28 лет (душа ощущающая). Иначе, если человек сознательно работает над развитием этих навыков, они ему становятся абсолютно доступными в возрасте 35-42 лет – именно это период развития в человеке души сознательной.

Почему знание может быть дорогим?

Знание может быть дорогим, например, если «производство» этого знания обходится довольно дорого (рис. 2).

Рисунок 2: Составляющие затрат при производстве знаний

Однако, если существует более эффективный способ производства знания, то его ценность от этого не меняется. И как мы видели выше, в нашей реальности есть много путей для оптимизации этого процесса.

_____________________________________________________________________

Пример. Консалтинговые компании нанимают студентов с развитыми аналитическими способностями для поиска материалов и чтения статей, когда в процессе производства консалтинговой услуги востребована информация.

Другие студенты с развитым синтетическим мышлением на основе этой информации пишут упражнения для тренингов по шаблонам. Третьи, с развитыми навыками презентации читают это содержание и проводят заточенные под клиента тренинги.

_____________________________________________________________________

Другая очевидная, но, менее существенная причина, почему знание может быть дорогим – это затраты на изложение, презентацию знаний. Также как и при восприятии, одна часть затрат может быть чисто технической – аренда помещений и оборудования, каналов и трафиков.

Другая часть связана с развитием определенных навыков: умение отвечать на вопросы, краткость изложения, убедительность (значит – не повторять много раз – экономия) и прочее.

С затратами на изложение ситуация сложнее, чем с затратами на восприятие при производстве знаний. Дело в том, что эффективность изложения не напрямую, но связана с эффективностью восприятия аудиторией, то есть эффективностью потребления знаний.

Эффективное изложение ? эффективное восприятие, но изложение неразрывно связано с затратами на восприятие со стороны аудитории. Эффективность изложения может быть достигнута за счет снижения эффективности восприятия аудиторией (вот материал – прочитайте это сами!).

Экран — колеса велосипеда, ноу-хау белорусских изобретателей


Альтернативный путь оптимизации состоит в сокращении суммарных затрат на изложение + восприятие аудиторией. В отличие от эффективности восприятия, которое не влияет на конечную ценность знания, эффективность изложения влияет на конечную ценность знания.

Если эффективность изложения происходит за счет снижения эффективности восприятия аудиторией, то ценность знания со стороны потребителя снижается, если же эффективность изложения одновременно повышает эффективность восприятия аудиторией, то ценность знания возрастает, но само по себе изменение эффективности изложения не меняет ценности знаний. Этот ход рассуждений аналогично применим и контакту «Источники – Автор» и к контакту «Аудитория – Потребители» (рис.3).

Рисунок 3: Цепочка создания ценности при производстве и потреблении знаний

Цепочка создания ценности при производстве знания

Применительно к изображенной на рисунке цепочке создания ценности у нас сложился специальный термин о роли «Автора» — это Провайдер на рынке обучения. Как правило, Провайдер не выступает создателем уникального знания.

Его основной бизнес – делать уникальное знание более доступным, заниматься «дистрибуцией» знаний. Например, организация региональной конференции и приглашение различных авторов с докладами – это в чистом виде провайдерство, особенно, если на конференцию приглашаются спикеры из других городов или из других отраслей или сфер бизнеса. Для этого случая цепочка создания ценности будет выглядеть длиннее:

Источники ® Авторы ® Провайдер ® Аудитория ® Потребители

Аналогичным образом можно рассмотреть любой другой случай, например, проектирование объекта недвижимости или разработка специфического программного обеспечения. Я полагаю, это не составит вам особого труда.

Небольшая ремарка по поводу различных ролей в этой цепочке:

Рисунок 4: Существует комплиментарная взаимосвязь между различными ролями поставщика и клиента. Так, например, Провайдер-продавец в одном лице лучше всего отвечает потребностям самого заказчика в аудитории.

  • Автор. Как правило, создателя можно распознать по тому, что в последующем процессе потребления потребитель меняется сам в процессе обучения. В процессе обучения именно так и происходит, поскольку обучаемый субъект становится обученным.
  • Провайдер. Провайдер тоже меняет своего клиента, но другим образом. Создатель действует таким образом, что воздействует на духовную природу клиента, в то время как провайдер воздействует на душевную природу. Неопытному человеку здесь не так просто почувствовать границу сразу, но этот навык приходит очень быстро. Провайдер, например, меняет социальный статус потребителя или меняет его отношение к чему-либо. В случае с обучением изменение социального статуса происходит, если участнику выдается сертификат о прохождении курса обучения, если прошедший обучение де-факто становится членом сообщества, например, бизнес сообщества (после конференций обычно так и происходит).
  • Продавец. Эта роль подразумевает чисто потребление. Продавец продает книги, диски, фильмы, информацию.
  • Потребитель. Следующие три роли определяют характер клиента, то есть последующего звена за кем-то из трех вышеназванных ролей. Эти три роли могут соединяться в одном лице либо быть представлены разными субъектами. У каждой роли свое представление о пользе знания. Потребитель – это тот, кто воспринимает знания для себя, то есть сам учится.
  • Слушатели. Это группа клиентов, которая тратит свое время, будучи занятой в процессе передачи знаний, но не для себя. Если для себя, то слушатель и потребитель – это одно лицо.
  • Заказчик. Классический заказчик не является обучаемым (потребителем) и не занят в процессе (аудитория), а лишь определяет потребность в знании (рис 4.). В этой роли легко представить руководителя отдела по обучению и развитию персонала или лидера команды, подбирающего игроков.

Комплиментарность ролей (рис. 4) обусловлена модальностью, на которой происходит контакт.

Когда стороны разговаривают «на одном языке», в одном качестве, это облегчает контакт.

Потребление знаний

Производство знаний выгодно, если оно не только покрывает затраты, но и создает прибыль. Поэтому, если уместна аналогия с инвестиционным бизнесом, здесь активы – это затраты на производство и продажу знаний, а рыночная стоимость может в 3-4 раза превышать стоимость активов.

По моим собственным ощущениям ценность знаний только на 20% определяется собственно качеством знаний и на 10% качеством обучения (рис.3). Отчасти сегодня можно наблюдать тенденцию, чтобы эти 30% перераспределялись как 5+25 с упором на качество контакта с аудиторией.

Однако остальные 70% ценности относятся на счет увлекательности или качества переживания (мой термин). Качество переживания целиком относится к характеристикам потребления знания (рис.

5).

Рисунок 5: Шкала качества переживания

Максимум ценности, которое может принести знание – это настолько сильное изменение мировоззрения, что человек активно готов нести это знание дальше – большую ценность знания просто трудно представить. Качество переживания отличается от качества знания.

Качество знания мы оцениваем по содержанию и это та польза, которую ищет клиент в роли заказчика. Качество обучения мы оцениваем по удовольствию или неудовольствию, которое мы испытываем, знакомясь с какой-либо темой, то есть находясь в процессе. (рис.

4).

Эта польза, которую ищет аудитория. В этом смысле шкала, представленная на рис.

5 представляет собой описание пользы, которую ищет потребитель.

_____________________________________________________________________

Пример: При классическом проектировании зданий сначала создается проект объекта недвижимости, после этого разрабатывается проект организации строительства здания (ПОС). То есть, разорваны процессы проектирования продукта и проектирования процесса строительства.

В методологии бережливого (lean) проектирования эти процессы идут одновременно, что сокращает сроки проектирования и количество согласований. Применительно к обучению, классический подход состоит в том, что сначала составляется методический план – что надо преподавать, а на его основе составляется учебный план – как это преподавать.

То есть, выбирая тему, классический лектор не думает о том, как это будет звучать в аудитории и, может быть, пока я буду это рассказывать, слушатели заснут? Или смогут поделать другие свои дела?

Альтернативой такому подходу является разработка курса обучения с одновременным «проектированием» содержания и динамики изложения.

_____________________________________________________________________

Если случится вдруг, что после знакомства кто-нибудь скажет: это добавило мне мужества, у меня появилось доверие, стало больше осмысленности в жизни, появилось больше оснований, я узнал здесь самого себя, и это меня вдохновило – то это верный индикатор качества «проживания» знания.

P.S. Кое-что по теме можно найти: Девид Майер. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги.

Альпина Бизнес Букс. + Более поздние работы этого автора.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: