Но почему же все, кроме банковских услуг?
Скоро 1 июня – Международный день защиты детей.
Для банкиров дети – это святое! Вот только услуги, которые российские банки могли бы предоставить детям, они оказывают редко.
Можно, конечно, сказать – какие там могут быть банковские услуги детям, если даже финансовая грамотность у взрослых россиян оставляет желать лучшего.
Современные дети и подростки из числа «среднего класса» вырастают со смартфонами и планшетами в руках, а домашний компьютер воспринимают столь же обязательным, как и холодильник. У них сформировался совершенно иной тип мышления, чем у родителей.
И за потребностями этих подростков банкам совсем скоро будет непросто успевать.
Уже сейчас подростки в масштабах всей России тратят ежегодно на свои небольшие покупки достаточно серьезные деньги. В 2012 году россияне в возрасте от 12 до 19 лет по данным «TNS Россия» только в городах с населением свыше 100 тыс. жителей потратили 191 млрд. рублей.
Многие подростки подрабатывают в свободное время. И именно эта категория более самостоятельных и активных молодых россиян должна быть интересна банкам в первую очередь.
Тем более что зарплаты подростков в мегаполисах составляют иногда довольно заметную сумму.
А если еще учесть, что многие вещи и услуги вечно занятыми взрослыми покупаются под влиянием детей и особенно – подростков, то суммы денег, которыми распоряжаются несовершеннолетние, возрастут еще в несколько раз.
Банкиры любят ссылаться на ограничения операций с деньгами детьми и подростками, накладываемые российским законодательством. На самом деле эти ограничения достаточно разумные.
Согласно Гражданскому кодексу России, полная дееспособность граждан наступает с 18 лет. Но даже у детей от 6 до 14 лет уже есть право совершать мелкие покупки, оплачивать услуги.
Причем делать это можно и банковской картой, счет которой привязан к счету карты родителя. Также ничто не мешает родителям открыть на ребенка банковский вклад.
Подростки в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно распоряжаться полученной зарплатой и стипендией, чтобы совершать мелкие покупки, вносить деньги на счет в банке. Они также могут самостоятельно получать в банке дебетовые карты.
Видео для детей с игрушками все серии подряд! Лучшие детские игрушечные мультфильмы смотреть онлайн
Как видим, ничто не мешает банкирам приучать детей со среднего школьного возраста, например, к расчетам банковской картой в магазинах и кафе. А родителям операции по банковской карте своего ребенка контролировать гораздо проще, чем расчеты наличными.
На самом деле, многие российские банки устанавливают дополнительные ограничения на самостоятельные операции с деньгами детей и подростков.
Кредитные же карты подросткам, на мой взгляд, выдавать можно только с очень малым кредитным лимитом. Впрочем, российские банки такие карты практически не выдают.
Думаете, так они защищают детей от тлетворного влияния потребкредитования? Скорее, дело обстоит как раз наоборот.
Банки в первую очередь защищают себя от возможных проблем с юными клиентами и их родителями.
Зато, как только подростки достигают совершеннолетия, им тут же предлагают весь спектр банковских услуг!
Возможно, если бы россияне со школы приучались правильно использовать банковские кредиты, то и проблем со «взрослыми» заемщиками было бы меньше? А взять хотя бы пока столь редкую в России услугу, как кредит на образование.
Что бы там ни говорили чиновники, а качественное высшее образование в России уже давно платное для большинства учащихся. А вот доступных россиянам образовательных кредитов как не было, так и нет.
Объемы выдаваемых «образовательных» кредитов в масштабах России позорно малы.
Кстати, ничего нового в плане «детского банкинга» изобретать нашим банкирам не нужно. Все уже давно изобретено и внедрено в практику на Западе, откуда наши передовые банкиры так любят перенимать самые «вкусные» и прибыльные новинки.
Только вот детский банкинг к новинкам, приносящим быструю прибыль, никак не отнесешь. Может, поэтому модель массового детского, а если взять шире, то и семейного банкинга непопулярна в России. Ведь наши банки живут планами на 2–3 года вперед.
Оттого серьезно заниматься детьми и подростками, которые станут интересны и прибыльны как клиенты не раньше, чем через 5–10 лет, редко кто хочет.
В реальности все еще сложнее. Если специалисты банков далеко не всегда находят общий язык со «взрослыми» клиентами, что уж говорить об обидчивых подростках и капризных школьниках!
Хотя было бы желание! Например, именно дети и подростки будут рады подаркам и сувенирам с символикой банка.
Тем более что у них привычка к брендам намного выше, чем у взрослых. Что банкам будет только на руку.
Кстати, возможность участия в предлагаемой Минфином программе обучения финансовой грамотности школьников банкирам нужно изучить очень внимательно. Тем более что многие банки и банкиры имеют успешный опыт сотрудничества с российскими вузами.
Для универсальных банков как можно раньше приучить детей к пользованию их услугами – во многом вопрос выживания.
Иначе через 5–10 лет, когда нынешние подростки вырастут и начнут зарабатывать, они будут продолжать оплачивать покупки и услуги, например, с такого привычного счета мобильника или «электронного кошелька», а банковские отделения и банковские услуги станут обходить стороной.