Заберут и сделают лучше

Василий Чуранов IT-директор, CIO, Москва

Люди из регионов научились создавать веб-сайты. Крупные компании понимают это и переносят свои заказы на «креатив» подальше от столичного пафоса.

Какую задачу выполнит команда из провинции и как управлять людьми, которые работают в тысячах километров от вас, — выясняет Василий Чуранов в беседе с топ-менеджером РБК СОФТ.

Василий Чуранов

Сегодня все больше крупных веб-студий смотрят в сторону регионов, подбирая себе удаленные команды разработчиков. Почему бы и нет? В регионах, в большинстве случаев, появился широкополосный интернет.

Профессиональный уровень региональных разработчиков вырос.

Стоимость часа, по сравнению с московскими, очень заманчивая. Региональные команды, в свою очередь, хотят работать над интересными, сложными проектами, а не проводить ликбез на тему «что такое сайт» в своем городе.

Вот я и решил поговорить с представителями лучших студий Рунета на тему развития собственного продакшена в регионах, что бы понять, как они видят сотрудничество с удаленными командами.

Надеюсь, что данный материал (а может и серия) будет интересен региональным командам и всем, кому небезразлично развитие нашей отрасли в целом. Для меня, как руководителя одной из московских веб-студий, имеющего опыт создания своего регионального подразделения, эта тема интересна и очень актуальна.

Итак, первой с кем мне удалось поговорить, была Оксана Клименко, руководитель производства РБК СОФТ. Компания РБК СОФТ занимается разработкой интернет-решений более десяти лет, входит в пятерку лучших студий Рунета и имеет удаленные команды разработчиков в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Василий Чуранов: Москва занимается продажами, управлением и креативом, а разработка отдается на субподряд региональной команде. Эффективна ли такая модель?

Оксана Клименко: Это абстрактная модель, в жизни все не так. Я не представляю себе московский офис, который занимается только управлением и «креативом». Кто в нем должен работать?

Если продавцы, менеджеры проектов и арт-директор, то какова схема их работы?

Пришел заказчик, сейлз-менеджер с ним пообщался, сформулировали задачу, заказчик готов платить… Что дальше происходит?

Если материал найдет интерес со стороны читателей, я продолжу разговоры с представителями студий о развитии региональных производств. Присылайте свои вопросы и комментарии.

Давайте делиться опытом.

В.Ч.: Наверное, арт-директор и менеджер проекта придумывают креативную идею, которая демонстрируется клиенту?

О.К.: Во-первых, менеджеров нужно держать подальше от «креатива». Менеджер — управленец, он должен правильно организовать процесс, а не творчеством заниматься.

Во-вторых, для меня не существует слова «креатив».

Это выдумка маркетологов. В любом проекте есть смысл, а за смысл должен отвечать человек, работающий с информацией. И это не арт-директор, а информационный архитектор.

Но даже он в одиночку мало что сделает.

Придумать и смоделировать хорошую идею может только команда.

А теперь представь, что у этой команды руки в Питере, а мозги в Москве. Технологически сложный проект при таком раскладе сделать нереально.

Если же проект типовой, из серии «мы такое тысячу раз делали», и не требует усиленной работы мозгов для проектирования — его можно отдать в руки региональной команде.

В.Ч.: То есть вы отдаете в регионы проекты «под ключ», в которых не надо разрабатывать что-то совершенно новое?

О.К.: Есть две категории работ, которые мы передаем в регионы. Первая — типовые проекты, о них я уже сказала.

Вторая — некоторые этапы сложных проектов, когда с региональными командами работаем «по задачам».

Управление задачами частично автоматизировано и контролируется трафик-менеджером. Ну а если региональная команда в состоянии самостоятельно сделать любой сложный проект с нуля — зачем такой команде мы?

В.Ч.:Выгодно ли работать с региональной командой?

О.К.: Да. Чем дальше регион, тем нам выгоднее.

НАСТЮ ХОТЯТ ЗАБРАТЬ!!! КТО К НАМ ПРИШЕЛ??


Это даже анализировать не нужно — расчетные ставки сравниваешь, и все становится очевидным.

Даже с поправкой на разницу в квалификациях специалистов.

В.Ч.: А как же затраты на коммуникации и прочее?

О.К.: Как только мы перешли на жесткую систему постановки задач, затраты на коммуникации сильно уменьшились. Вместо бесполезных рассуждений о том, «чего хочет клиент» и «я думаю, здесь должно мигать и прыгать», исполнитель получает короткую, но исчерпывающую постановку задачи.

А вот способ ее решения уже зависит от его квалификации и воображения. Возможно, у маленьких студий при небольшом потоке заказов есть время поговорить.

У нас, к сожалению, нет.

В.Ч.: Что вы заказываете у регионов?

О.К.: Всю инструментальную часть: программирование, тестирование, технический дизайн, верстку, контент-менеджмент. Все, кроме проектирования.

В.Ч.:В регионах есть проблемы с дизайном?

О.К.: Нет. В регионах есть очень хорошие дизайнеры под конкретные задачи.

Кто-то может не справиться с дизайном для госпортала, но сделает отличный макет для сайта дилера автомобилей.

Дизайнер, вопреки общепринятому мнению, гораздо более лояльное и гибкое существо, чем, например, программист. У него многовариантное мышление, и поэтому он быстрее подстраивается.

В отличие от программиста, старающегося мир превратить в законченную конструкцию с заданными свойствами, методами и событиями.

В.Ч.: Какими качествами, по-вашему, должна обладатьрегиональная команда?

О.К.: Для меня важно, чтобы во главе команды был умный человек, с которым лично я найду общий язык. Есть, например, толковые специалисты, но растяпы.

Или наоборот, обязательные и пунктуальные, но голову не включают. Я всегда смотрю на лидера.

Если я с этим человеком смогу работать, то смогу работать и с его командой.

В.Ч.: Есть ли узкие места, например технологические, которые возникают при работе с регионами?

О.К.: Технологических нет. Самая большая трудность у нас в том, что одна команда, например, очень дотошная, а вторая — чересчур самостоятельная.

Поэтому первой приходится задачи «разжевывать», а вторую иногда удерживать от излишних действий.

Но это нормальный производственный процесс. Это не проблема, а специфика работы с конкретной командой.

В.Ч.:Какая форма сотрудничества наиболее эффективна? Аренда команды, почасовая оплата, сдельная работа?

О.К.: Аренда невыгодна. У нас большинство проектов на почасовой оплате — там, где работа идет по задачам.

Сдельная оплата целесообразна на проектах, которые полностью делаются в регионе.

В.Ч.:Почему неэффективно держать на зарплате? Ведь программисты не любят ставить отработанные часы, отвлекаться на эти непрофильные задачи.

О.К.: При фиксированной зарплате и у самых хороших специалистов пропадает стимул. Сидит человек на зарплате, и даже если весь месяц проиграет в Call of Duty — зарплату все равно получит.

А когда толщина его кошелька зависит от реально потраченного на задачу времени — это совсем другая история.

В.Ч.:А как в этом случае идет оценка? Кто первоначально оценивает задачу?

О.К.: Оценивает профильный руководитель. У нас была ситуация, когда региональный программист потратил на решение задачи в пять раз больше времени, чем оценили главный программист и региональный руководитель.

Больше мы с этим товарищем не работаем, а штраф за срыв сроков получила вся региональная команда.

В.Ч.:По часам работают все или только регионы?

О.К.: На почасовой ставке только регионы.

В.Ч.: В среднем в месяце выходит 150 рабочих часов. Сколько из них отрабатывает программист?

О.К.: 100-120 часов.

В.Ч.:Это же физически невозможно. Он как минимум 40% времени общается и обсуждает.

О.К.: Коммуникации — это старая, любимая всеми отговорка. Пример: менеджер полчаса писал разработчику письмо с лирическими отступлениями о том, что нужно сделать кредитный калькулятор.

Программист между перекурами это письмо читал и долго думал.

Потом они пошли курить вместе и еще час потратили на обсуждение того, чье кунг-фу круче. Затем менеджер написал второе письмо по мотивам этих обсуждений.

Программист письмо снова читал и даже комментировал.

Менеджер комментарии переваривал и согласовывал с заказчиком. К вечеру все очень устали, но к работе программист так и не приступил.

Вот то, что вы называете «коммуникациями».

В.Ч.: Как от этого избавиться?

О.К.: Достаточно формализовать и автоматизировать процесс постановки задач. Хорошо сформулированная задача, содержащая в себе все необходимые для ее решения данные, — это почти наполовину решенная задача.

В.Ч.:Есть ли ключевые моменты или люди, которые, решают успех сотрудничества?

О.К.: Лидер команды.

В.Ч.:Если заглянуть на пять-семь лет вперед, каким вы видите сектор веб-разработки в России?

О.К.: Думаю, многие заказчики и исполнители, наконец-то, поймут, что содержание важнее, чем внешний вид. Дизайн прекратит быть «вещью в себе» и станет инструментом для грамотной подачи информации.

Упростятся системы, на которых все будет собираться, сократится их количество, ускорится и станет дешевле процесс разработки.

Есть еще одна вещь, которую сложно не заметить. Быстрое развитие мобильных технологий.

Когда 70% пользователей предпочтет коммуникаторы обычным компьютерам — сайты в их нынешнем виде вымрут.

В.Ч.: Появятся ли в России крупные аутсорсинговые продакшены в области веб-разработок — производственные кластеры? Задачу кинул, на выходе получил качественный стандартный результат.

Примеры есть в Индии, Корее и других странах.

О.К.: Вряд ли. Мы никогда не будем работать как они.

Почему на Индию сейчас приходится почти половина мирового рынка ИТ-аутсорсинга? А потому что у нее тридцатилетний стаж государственной поддержки обучения по ИТ-специальностям и налоговых льгот для всей ИТ-сферы.

Выводы делайте сами.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: