Звезда по имени «академсервис»

Когда-то компания «Академсервис» была лидером российского рынка туристических услуг. Во второй половине 90-х ее успехи приводили конкурентов в трепет.

Но стремительный взлет сменился еще более быстрым падением. Что послужило его причиной: «дефолт» 1998 года или ошибки менеджмента компании?

Тимур Бордюг, журнал «Секрет фирмы»

«Высокопрофессиональный менеджмент, продуманные, качественно реализованные и эффективные маркетинговые технологии, абсолютная надежность и высококлассный сервис сделали компанию „Академсервис“ настоящей звездой на рынке туруслуг, — гласила грамота, полученная «Академсервисом» от компании Business Consulting Group. — В знак признания достижений „Академсервиса“ Business Consulting Group дарит одноименную звезду профессионалам туррынка». А до краха оставалось совсем немного.

К концу 1999 года «Академсервис», за год до этого входивший в число крупнейших игроков российского туррынка, едва сводил концы с концами. И в июне следующего года прекратил существование.

Славное прошлое

Будущая корпорация начала деятельность в 1990 году. Поначалу малое предприятие «Академсервис», учрежденное одним из подразделений МГУ, занималось студенческими обменами.

Но уже через год фирма переключилась на более выгодных клиентов — иностранных туристов.

Прием иностранцев позволил существенно расширить бизнес. В 1993 году «Академсервис» рискнул заняться отправкой наших соотечественников на отдых за границу.

В то время наибольшим спросом пользовались экскурсионные туры в Европу и Америку.

Их продавали в каждой турфирме. «Академсервис» выступил в роли новатора и предложил ездить за границу не на экскурсии, а загорать. Одной из первых компания начала продавать путевки на Кипр — снова успех.

В следующие 1,5–2 года «Академсервис» осваивал новые пляжные направления — курорты Греции, Тунис, Испанию, Египет, Юго-Восточную Азию и др.

«Академсервис» уверенно превращался в одну из ведущих и динамично развивающихся турфирм. Одной из первых компания поставила производство пляжных турпутевок на поток.

В то время большинство турфирм, называвших себя туроператорами (производителями туров), работали с зарубежными отелями «по запросу». Получив от туриста предоплату, отправляли запрос с указанием количества мест и ждали от гостиницы подтверждения. «Академсервис» перешел на контрактную схему и стал выкупать места оптом заранее.

Одновременно с этим «Академсервис» стал по-новому решать проблему перевозки. Клиенты большинства турфирм добирались до курорта чартерами небольших авиакомпаний.

А туристы «Академсервиса» с комфортом летали регулярными рейсами «Аэрофлота».

Как и в случае с отелями, «Академсервис» был среди первых оптовых покупателей билетов на рейсы национального авиаперевозчика: перед высоким сезоном он выкупал блоки мест, получая большие скидки.

Еще одним новшеством стала собственная розничная сеть «Академэкспресс». До кризиса 1998 года она оставалась единственным успешным проектом такого рода.

Не верьте в собственную рекламу

К середине 90-х «Академсервис» заставлял конкурентов трепетать. Одна за другой создавались специализированные дочерние структуры, благодаря которым «Академсервис», казалось, превратится в бесперебойный конвейер по производству и реализации турпутевок.

Фирма на глазах превращалась в многопрофильный холдинг, который может завладеть большей частью отечественного туристического рынка.

Для обслуживания полиграфических нужд была создана компания «Академпринт»: к 1995 году общий тираж издаваемых ею туристических каталогов достиг 200 тыс. Провайдер «Академсервис-Телеком» обеспечивал корпорацию услугами связи.

Компания «МКБ Лтд.» отвечала за участие «Академсервиса» в международных турвыставках, а «Интурсофт» разрабатывал программное обеспечение. Был у «Академсервиса» и собственный учебный центр, готовивший кадры для себя и других турфирм.

Рост холдинга не остановил даже кризис. В конце 1998-го была создана маркетинговая гостиничная цепочка Best Eastern Hotels, направленная на совместный маркетинг гостиниц стран СНГ на российском и зарубежном рынках.

Подобно остальным подразделениям холдинга, Best Eastern Hotels был самостоятельным проектом, лишь отчасти ориентированным на работу с головной компанией — точнее, с тем ее подразделением, которое продолжало заниматься приемом иностранцев в России. В дальнейших планах корпорации было строительство собственных гостиниц, ресторанов и туристических деревень в Подмосковье.


Пика развития «Академсервис» достиг в 1998 году. Годовой оборот корпорации чуть-чуть не дотянул до 50 млн. долл. — для российского турбизнеса сумма весьма солидная.

При этом все подразделения «Академсервиса» обслужили больше 100 тыс. человек.

Владимир Воробьев, президент турфирмы «Натали турс»: «„Академики“ обогнали свое время. Они старались строить бизнес, как написано в импортных книжках.

Но в наших условиях западные схемы приживались плохо. Ведь большинство российских турфирм работает „вчерную“.

Финансовая непрозрачность турбизнеса делает создание крупных компаний бесперспективным — их тяжело контролировать. Уследить за большим числом „черных“ филиалов невозможно — начинают обманывать свои же сотрудники».

Уже в следующем году с виду стройный и отлаженный механизм корпорации начал разрушаться. Евгений Липец, управляющий директор Best Eastern Hotels, в прошлом — вице-президент корпорации «Академсервис»: «Быстро достигнув успеха, руководство корпорации стало чересчур самонадеянным.

Но в конце 1999 года выяснилось, что система финансового учета, которой мы гордились, не вполне корректна. Некоторые финансовые показатели учитывались дважды.

Скажем, розничная сеть „Академэкспресс“ брала на реализацию у туроператорского подразделения корпорации тысячу путевок на Кипр. После чего и те, и другие рапортовали, что продали по тысяче туров».

Виктор Ремизов, гендиректор информагентства «Туринфо»: «Руководство „Академсервиса“ совершило ошибку, однажды поверив собственной рекламе. Свою деятельность они основывали не на реальном положении дел в компании, а на своих же предыдущих рекламных заявлениях, заявляя много проектов, делая их кое-как, либо не делая вообще».

Лето 1999 года оказалось для компании провальным. Подразделение «Академсервиса», ведавшее отправкой соотечественников за границу, делало ставку в основном на «пляжные» туры.

Между тем количество россиян, выезжающих за рубеж, сократилось вдвое.

К концу 1999 года департамент выездного туризма фактически прекратил свою деятельность. У компании возникли проблемы и с покупкой авиабилетов на рейсы «Аэрофлота». «Академсервис» был одним из основных партнеров фирмы «Аэрофлот Тур Групп» — агента «Аэрофлота», имевшего внушительные скидки на билеты благодаря усилиям Александра Красненкера, в то время вице-президента «Аэрофлота».

После того как Красненкер был уволен из авиакомпании, компания «Аэрофлот Тур Групп» лишилась привилегий. Леонид Исакович, президент турфирмы «Академсервис ДМС», в прошлом — вице-президент корпорации «Академсервис»: «В конце 1999 года стало ясно, что компания потеряла управление».

К концу сезона в компании наметился раскол между акционерами. Из «Академсервиса» уволились несколько ведущих топ-менеджеров, одновременно бывших совладельцами.

Последние полгода, вплоть до июня 2000-го, корпорация существовала в основном на средства, заработанные на приеме иностранцев. Однако к весне закончились и эти деньги.

В конце мая подразделения «Академсервиса» получили уведомления из головного офиса о закрытии.

Андрей Полозов-Яблонский, бывший директор департамента компании, курировавшего деятельность сети «Академэкспресс»: «Обманутых клиентов не было. Корпорация была так грамотно „положена на бок“, что предъявить к ней претензии никто не смог.

Это лишнее доказательство огромного потенциала „Академсервиса“, который, к сожалению, остался нереализованным».

Выживание по частям

Крах «Академсервиса» был предопределен отсутствием у руководства долгосрочной концепции развития. Учредители так и не смогли договориться, какими подразделениями пожертвовать ради выживания.

Владимир Воробьев: «В период кризиса надо было резко сбавить обороты — сократить персонал где-то на 70%, заморозить не только убыточные проекты, но и те, что работают „в ноль“. А в „Академсервисе“ до последнего момента пытались сохранить все направления бизнеса».

Андрей Полозов-Яблонский: «„Академсервису“ необходим был стратегический инвестор — оборотных средств на обеспечение всех проектов не хватало. Но гендиректор и главный акционер корпорации Игорь Зворыкин хотел получить инвестиции, не делясь при этом властью».

В послекризисных рыночных условиях «Академсервис», самая западная из российских турфирм, оказался слишком громоздким и неповоротливым. Леонид Исакович: «До дефолта рыночная ситуация позволяла нам развивался исключительно на собственные средства, без привлечения инвестиций.

Потом обороты упали, и обеспечить организационное и финансовое развитие корпорации было уже невозможно».

Эксперты туристического рынка сходятся в том, что «Академсервис» вкладывал в собственный бизнес больше, чем реально мог себе позволить. Александр Синигибский, генеральный представитель компании «ТЭЗ тур» в России: «Основная ошибка „академиков“ — чрезмерные инвестиции в развитие.

Когда они теряли деньги, то по-западному относили их не к затратам, а к инвестициям в брэнд, в развитие. В условиях нашей страны это опасное заблуждение».

Алексей Каширский, заместитель генерального директора турфирмы «Нева»: «Создавать действительно эффективные структуры, подобные „Академсервису“, можно будет лет через 5–10, не раньше. Сейчас при такой схеме уследить за всеми финансовыми потоками невозможно».

Хотя корпорация «Академсервис» прекратила свое существование, наиболее жизнеспособные части холдинга, а их оказалось большинство, существуют до сих пор. Так, турфирма «Академсервис ДМС», унаследовавшая торговую марку корпорации, входит в число лидеров рынка въездного туризма.

Компания Best Eastern Hotels является единственным подобным объединением в СНГ. Кстати, она также единственная из «дочек» «Академсервиса», которая сохранила связь с компанией «Академсервис ДМС».

Остальные «дочки» — «Академпринт», «Академ-Телеком», «МКБ Лтд.» и «Интурсофт» — выделились в самостоятельные компании, которые работают каждая на своем рынке. По существу, сама собой реализовалась идея разделения бизнеса корпорации, которую акционеры в свое время так и не решились реализовать.

Журнал «Секрет фирмы», в продаже с журналом «Коммерсантъ-Деньги» с 20 февраля.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: