Банк России рекомендует кредитным организациям лучше «знать своего клиента».
Но тут пришли те, кто с холодной головой И с горячим сердцем. И сказали: «Нет, родной!
Знаем ваши фонды-шмонды, Все вы, гады, Джеймсы Бонды. Гоу хоум, Джонни, бэк, цурюк, домой!» Тимур Шаов
Новую порцию полезных советов своим подопечным относительно работы с платежными агентами регулятор изложил в Письме от 7 апреля 2011 года № 47-Т «О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц».
Прочитав указанное письмо, любой желающий может убедиться в том, что:
— платежных агентов не зря назвали «агентами» (хорошее дело «браком» не назовут): вся их деятельность крайне подозрительна с точки зрения противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
— никто, кроме кредитных организаций, не может спасти общество от этих неприятных типов;
— практически единственным способом борьбы с этим злом является осуществляемое в полном соответствии с действующим законодательством открытие и ведение банковских счетов № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент».
Осуществление же платежными агентами операций по приему платежей физических лиц без использования указанного счета (имеющее, по сообщениям территориальных органов Банка России, место в отдельных случаях) влечет за собой следующие трагические последствия:
— создает условия для вовлечения кредитной организации в осуществление противоправной деятельности;
— свидетельствует о недостатках в осуществлении кредитной организацией внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— является причиной возникновения у кредитной организации банковских рисков при обслуживании платежных агентов.
Этого, конечно, регулятор допустить не может, и потому рекомендует банкам:
— осуществлять на постоянной основе сопоставление объема наличных денежных средств, внесенных на отдельный банковский счет платежного агента, и денежных средств, перечисленных в целях осуществления расчетов с операторами по приему платежей и поставщиками;
— анализировать выявленные расхождения сумм внесенных наличных денежных средств с суммами, перечисленными на осуществление расчетов;
— уделять повышенное внимание операциям по банковским счетам № 40821 и осуществлять их анализ для оценки возможности отнесения к категории подозрительных операций;
Fallout 4 — Агентурная Работа #13
— включать в договоры, заключаемые кредитными организациями с платежными агентами, положения, предусматривающие обязанность платежных агентов предоставлять по запросам кредитных организаций документы и информацию, а также давать необходимые письменные пояснения, подтверждающие соответствие осуществляемых по банковским счетам № 40821 операций требованиям законодательства;
— доводить до банковских платежных агентов информацию о правилах осуществления расчетов в РФ, установленных Банком России.
Если же заблудшие овцы продолжают настаивать на своих заблуждениях (осуществляют расчеты помимо банковских счетов № 40821, допускают расхождения между внесенными и перечисленными средствами, не отвечают на запросы, не дают письменные пояснения и отказываются прослушивать лекции о правилах осуществления расчетов), то банк обязан недрогнувшей рукой:
— направить сведения о подозрительных клиентах и их операциях в уполномоченный орган;
— расторгнуть договор банковского счета с недисциплинированным клиентом;
— вывести на задний двор и расстрелять директора и главного бухгалтера организации – платежного агента (вообще-то в письме такой рекомендации пока нет, но это, похоже, лишь вопрос времени).
Для достижения указанных в документе целей кредитные организации, желающие на некоторое время отсрочить отзыв лицензии в связи с нарушением законодательства о ПОД/ФТ, должны:
— осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления операций по счетам платежных агентов, и мониторинга указанных операций;
— пересмотреть формы договоров банковского счета, заключаемых с платежными агентами, на предмет включения в них указанных выше требований и условий;
— разработать курс лекций для внедрения в девственное сознание платежных агентов основ законодательства о ПОД/ФТ.
В последнем случае, кстати, нужно помнить о запрете на информирование клиентов о принимаемых мерах ПОД/ФТ, предусмотренном статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ.
Несмотря на «рекомендательный» характер документа, он уже вызвал заметное волнение в среде банковских «мракоборцев». Среди возникающих вопросов имеются, например, такие:
— относится ли письмо № 47-Т только к банковским платежным агентам, или к «чужим» платежным агентам (открывшим, возможно, счета № 40821 в других кредитных организациях) тоже;
— годятся ли для таких случаев общие критерии сомнительных операций, или для платежных агентов нужно изобретать новые;
— как заставить клиента открыть счет № 40821 и работать через него, если клиент этого не хочет (не может, не знает о существовании законов № 103-ФЗ и 115-ФЗ);
— что делать со средствами, поступающими на указанный счет безналом;
— у кого бы списать «адекватную политику», упомянутую в письме № 47-Т;
— когда уже, наконец, примут закон «О национальной платежной системе» и отменят 103-ФЗ вместе со всеми сопутствующими неприятностями?
Последний вопрос особенно интересен: все обещанные сроки уже прошли, и не по одному разу, а законопроект так и не дошел даже до второго чтения. Так что ждем-с…
И да, все вопросы, поставленные ранее относительно банковского счета платежного агента, никуда не делись.
Пока же законодатели ломают копья в своих комитетах, все заинтересованные лица и сочувствующие могут принять участие в обсуждении этой темы на форумах юристов и антилегализаторов.