Архивное дело: вся власть регионам

Делопроизводство и документооборот на предприятии

Н.А. Храмцовская ведущий эксперт компании ЭОС по управлению документацией, член Гильдии Управляющих Документацией и ARMA International Создадим свое законодательство?!

 Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ (далее по тексту — Федеральный закон) главным образом решает вопросы, связанные с разграничением федеральной, региональной и муниципальной собственности на архивы и разделением прав и обязанностей в области архивного дела. Его принятие поставило перед субъектами Российской Федерации задачу приведения своего законодательства в соответствие с федеральным.

Есть целый ряд причин, по которым регионы со своей стороны заинтересованы в разработке соответствующих нормативно-правовых актов:

  • Во-первых, Федеральный закон ограничивается выделением федеральной собственности. Есть возможность продолжить «раздел имущества», а речь идет о немалых материальных ценностях. Безусловно, это главная причина, по которой регионы очень серьезно относятся к возможности создания своего «архивного» законодательства;
  • Во-вторых, управление государством осуществляется посредством документов. Контроль над архивами, над доступом к информации означает контроль над деятельностью государственных органов и тем самым дает власть. Не меньшую ценность представляет собой и инфраструктура архивных учреждений (здания, территория и т.д.);
  • В-третьих, новое законодательство значительно расширит возможности для зарабатывания денег архивными учреждениями.

Многие субъекты федерации серьезно и неформально относятся к разработке законов и нормативных актов, стараясь отразить в них свое понимание вопросов управления архивным делом. Хватает, однако, и тех, кто просто переписывает федеральные нормы. В связи с этим руководство Росархива в декабре 2004 года высказало свою точку зрения на вопрос о разработке регионального архивного законодательства.

Мнение

Из выступления заместителя руководителя Росархива А.Н. Артизова «О реализации Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» 2 декабря 2004 г. на учредительном заседании Совета по архивному делу

Incendiary dance of cute children-dancers! A video that conquered the whole world!


Какими могли бы быть форма и содержание правового акта субъекта Российской Федерации? Из некоторых регионов к нам уже поступили сообщения, что попытки дословного переписывания федерального закона оказались безрезультатными, встретив негативную оценку юристов.

В самом деле, зачем нужен акт субъекта, на 90% повторяющий федеральный закон прямого действия?

…Ни в коем случае не надо слепо копировать новый федеральный закон. Его нормы о сохранности, учете, комплектовании и использовании архивных документов, а также об обязанностях организаций и граждан в вопросах архивного дела не нуждаются в повторении.

Эти нормы имеют, подчеркиваю, прямое действие на территории всей нашей страны. Лучше пойти по другому пути — внесения изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации об Архивных фондах субъектов Российской Федерации и архивах, изъять из них те нормы, которые противоречат новому федеральному закону, и напротив, сохранить оправдавшие себя на практике положения, дополнить их при необходимости не противоречащими федеральному закону новациями.

…Конкретная практика нормотворчества в регионах уже в ближайшее время покажет, какими будут новые законы и положения об Архивных фондах субъектов Российской Федерации и архивах.

С одной стороны, имеющаяся у регионов возможность принимать собственное законодательство может оказаться полезной для развития архивного дела. В тех из них, где руководство понимает важность развития архивного дела, в том числе для решения острых экономических и социальных вопросов, появляется возможность наладить ее лучше, чем в среднем по стране.

Однако, региональная архивная деятельность теперь полностью выведена из-под контроля федерального центра, что значительно затрудняет организацию сотрудничества и взаимодействия — как межрегионального, так и с федеральным центром.

Кроме того, уже сейчас возникают проблемы с организацией архивного хранения документов предприятий и организаций федерального подчинения, находящихся в регионах.

Начинающийся разнобой в региональном законодательстве в области архивной деятельности таит в себе немалые опасности. Различия в законах, в практике ведения архивных документов осложняют обеспечение сохранности архивного фонда нашего государства, появляется угроза утраты, при определенных обстоятельствах, исторического наследия страны.

При этом могут пострадать интересы как граждан, так и юридических лиц.

Эти проблемы прекрасно видит и руководство Росархива. К сожалению, его полномочия в настоящее время значительно сокращены и урезаны.

Федеральное архивное агентство не может напрямую контролировать разработку нормативных актов «на местах», и предлагает лишь услуги по рецензированию регионального законодательства.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: