Если ваш бизнес не растет из года в год – задумайтесь, не пора ли менять бизнес-модель. Кризис – самое подходящее время для этого.
Бизнес-модель – это чертеж, по которому функционирует компания, такое определение дал Александр Остервальдер, автор бестселлера «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора».
Если компания функционирует не так, как этого от нее ожидают основатели и топ-менеджеры (негативные тенденции обычно острее всего проявляются в кризис), самое время проверить, работоспособна ли бизнес-модель.
Executive.ru и Международная школа бизнеса и технологий Национального технологического исследовательского университета МИСиС провели 15 июля 2016 года онлайн-семинар «Менеджеры и компании: траектории развития в условиях нестабильных рынков».
В рамках семинара выступили:
- Доктор экономических наук, профессор Владимир Морыженков. Тема: «Что делать, если бизнес-модель не работает?».
- Руководитель бизнес-докторантуры Школы Евгений Плаксенков, Тема: «Как построить оптимальную модель управления компанией»
Итоги и видео-запись семинара вы можете найти по этой ссылке.
«Как правило, значительные потрясения в экономике России происходят в августе и начале осени. «Черный лебедь» Насима Талеба имеет обыкновение прилетать к нам именно в это время. Эти неожиданности мы даже в какой-то степени планируем, только не знаем, как именно они будут происходить.
Необходимо допустить мысль, что осенью бизнес может оказаться в новых, неожиданных для себя условиях. «Сани» надо готовить летом. Поэтому мы проводим мастер-класс в июле, – говорит Владимир Морыженков. – Прежде всего надо проверить на работоспособность бизнес-модель – систему отношений компании с рынком».
Мастер-класс нацелен на интересы собственников бизнеса и топ-менеджеров. Трансформировать бизнес-модель, внести в нее изменения могут только владельцы бизнеса.
5 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ УТРОМ
Другие участники процесса, например, топ-менеджеры компании, могут всячески оптимизировать эту модель, но «трогать» бизнес-модель могут только владельцы.
Очень часто владельцы бизнеса находятся в иллюзиях, полагая, что модель неплохо работает, тогда как топ-менеджер понимает, что модель нуждается в серьезной замене. Здесь возникает интересная ситуация. Перед топ-менеджером возникают очень серьезные вопросы:
- Какие сигналы, идущие с рынка, топ-менеджер должен улавливать, чтобы понять, что модель износилась?
- Каким образом топ-менеджер может убедить владельца компании в необходимости изменений?
- Как должен вести себя топ-менеджер, если он понимает, что изменение бизнес-модели может повлечь за собой ликвидацию его рабочего места?
Не менее серьезные вопросы возникают перед владельцем бизнеса:
- Нужно ли доверять мнению топ-менеджера, который убеждает в том, что бизнес-модель износилась?
- Как быть, если разные топ-менеджеры приводят разные аргументы и вносят разные предложения по трансформации бизнес-модели?
Размышляя над этой темой, владелец бизнеса неминуемо станет перед выбором – на кого делать ставку: на консервативное большинство или на креативное меньшинство? Выбор в конечном итоге будет зависеть от того, как владелец воспринимает топ-менеджеров: как операционных помощников или как партнеров?
Если как операционных помощников, скорее всего, бизнес-модель компании «заклинит» довольно быстро. Ошибка в данном случае состоит в том, что консервативное большинство в социальных системах (в том числе в составе топ-менеджмента компаний) транслирует лидеру только то, что тот хочет слышать, и ничего более.
Собственник при этом находится в плену иллюзий. Такое положение всех устраивает до поры, до времени, в этой иллюзии стабильности и состоит главная опасность.
Тем более неожиданным для подобных компаний будет прилет «Черного лебедя».
Основатель Intel Эндрю Гроув утверждал, что побеждают только параноики. В контексте обсуждаемом темы это означает, что владелец бизнеса должен быть параноидально направлен на достижение успеха, на нахождение уникальных, сверхоригинальных решений.
В этом ему могут помочь компетентные, креативно мыслящие сотрудники, но не консервативное большинство.
Программа мастер-класса
- Мы разберемся с тем, что такое бизнес-модель
- Проанализируем, из каких компонентов она состоит
- Поймем, кто ее строит
- Разберемся, как совместить компоненты
- Научимся отличать работоспособные бизнес-модели от неработоспособных
- В завершение мастер-класса проанализируем кейс. На материале кейса мы разберемся, как должны взаимодействовать владелец бизнеса и топ-менеджеры компании, если они заинтересованы в успешной коррекции или смене бизнес-модели компании.