Генеральная уборка

В свое время борьба за новых клиентов заставила игроков российского рынка клининга поступиться рентабельностью. Теперь же, в условиях массового оттока клиентов и падения цен, приходится работать и вовсе «в ноль».

Как выжить?

В 2009 году, согласно долгосрочному плану, крупная девелоперская организация должна была открыть пять новеньких торговых центров. А запустила только один.

Все эти ТЦ планировала обслуживать клининговая компания «Ронова Клининг».

Тоже не вышло. Так работает цепная реакция кризиса.

Проблемы одного игрока немедленно сказываются на его подрядчиках.

— Вот и посчитайте, сколько я потеряла новых проектов и денег, — разводит руками генеральный директор «Роновы» Маргарита Авдеева. — И это далеко не единичный случай. Наш бизнес полностью зависит от окружающей среды.

В каком состоянии находится рынок девелопмента и розницы — так чувствуем себя и мы.

До кризиса, когда новые торговые и офисные центры, магазины и салоны красоты, фитнес-центры и отделения банков открывались чуть ли не каждый день, клининговым компаниям удавалось собирать богатый урожай, ежегодно увеличивая свои обороты на 25–40%. Но сегодня, когда сетевой бизнес впал в глубокое оцепенение, об экстенсивном развитии этим фирмам приходится забыть по крайней мере на ближайшие пять лет.

По словам специалистов, объемы новых продаж на рынке упали минимум на 50% и продолжают снижаться. Но главная проблема состоит в том, что научиться интенсивному развитию до кризиса клининговые компании так и не успели.

Рентабельность и эффективность бизнеса были принесены в жертву наращиванию портфеля новых проектов. Теперь за это приходится расплачиваться.

Война за чистоту

В середине 90-х Маргарита Авдеева заметила, что ниша клининга в России девственно пуста. Упускать уникальную возможность было нельзя.

Гигантский LOL Surprise Подарок от мамы или генеральная уборка от Полины. Видео для детей


Так появилась «Ронова», уже в начале 2000-х ставшая одним из самых заметных игроков рынка чистоты.

Две тысячи корпоративных клиентов, двенадцатитысячный штат сотрудников, отделения в крупнейших городах страны «Клининговые компании такого уровня в России можно пересчитать по пальцам одной руки», — говорит Борис Журавлев, гендиректор компании BZ Cleaning и консалтинговой фирмы Б.Ю.Р.О «Консультант».

Главные соперники «Роновы» — группа Facilicom (ранее — «Чистый свет»), CleanStar, «Премьер-Сервис», «Каскад», «Ирис», «Примекс» и «Содеско». Остальные игроки на рынке куда менее заметны и серьезно отстают от передовиков, как по известности, так и по портфелю проектов.

Впрочем, даже передовые позиции на рынке вовсе не обеспечивали лидерам возможности почивать на лаврах. В начале 2000-х годов с ростом потенциала рынка клининга возросла и конкуренция.

Лидерам рынка приходилось бороться за клиентов не только с равными конкурентами, но и с сотнями мелких фирм, которые вовсю использовали демпинг, неквалифицированный труд и прочие уловки, позволявшие снижать стоимость контракта и побеждать в тендерах. «Лихие были времена, — смеется генеральный директор компании ArtClean Сергей Ольшанский. — В каждом проводимом тендере участвовало по 15–20 компаний, каждая из которых пыталась предложить еще более низкую, чем у конкурентов, цену».

Клининг в цифрах

Российский рынок клининга в последние годы рос высокими темпами: по данным компании CleanStar, на 25–40% в год. Сегодня объем столичного рынка составляет примерно 220–240 млн долларов, а общероссийского — около 1 млрд долларов в год.

В связи с кризисом эти объемы, естественно, сократятся, но бизнесмены надеются, что сокращение будет временным, и рынок отыграет свое. Всего же в России зарегистрировано около тысячи клининговых компаний, но из них активно работает не более 500 фирм.

До добра ценовые войны, как водится, не довели: большинство демпинговавших фирм первыми сошли с дистанции. Ведь, как правило, вскоре после победы такого игрока в конкурсе выяснялось, что поставщик услуг откровенно халтурит, оказывая при этом заказчику куда меньше услуг, чем указано в договоре.

Если же применявшая демпинг компания старалась выполнить все оговоренные требования, ее казна быстро пустела. Ведь реальная себестоимость услуг оказывалась выше цен, согласованных с заказчиком.

В итоге крупные поставщики услуг клининга уверенно прибирали к рукам сотни пострадавших заказчиков, вкусивших всех прелестей подобной «экономии». Но появление каждого такого клиента приносило лидерам, кроме новых метров и доходов, еще и ползучее снижение рентабельности.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: