Инновации – дело каждого!

Светлана Шишкова Менеджер интернет-проекта, Москва

В мире, где единственный способ выживания – это постоянное новаторство, инновации не могут быть заботой отдельных подразделений. Инноватором становится каждый!

В XX веке компании сталкивались с «конкуренцией по Шумпетеру» – законодательные ограничения, защита патента, монополии на дистрибуцию, бесправие клиентов, навязывание корпоративных стандартов всей отрасли, преимущества масштабов организации и все такое. Но эта «зона комфорта» в прошлом – добро пожаловать в мир «конкуренции по Дарвину»!

Дерегулирование и либерализация торговли снижают барьеры для входа на рынок, интернет снимает необходимость физического присутствия в каждой точке мира и уменьшает издержки, аутсорсинг и децентрализация позволяют вести бизнес при отсутствии некоторых собственных служб. Потребители выбирают не из двух предложений магазинов по разные стороны улицы, а из тысяч возможностей по всему миру, учитывая тот же интернет.

Появление таких компаний как Huawei, Zara, Ikea, Ryanair, AirAsia навсегда изменило для потребителей представления о должном соотношении цены и качества, а для бизнеса – о ценообразовании. Что же делать?

Как выжить в этом безумном, беспокойном, ежесекундно меняющемся мире?

Конечно, меняться и изобретать! И в каждой организации, которая не хочет бесславно и быстро окончить свои дни, инновации должны быть делом каждого!

Проблема в том, что в большинстве компаний организация инновационного процесса – казалось бы, самого передового – отстает от требований времени. Инновации продолжают быть неким расплывчатым понятием, уделом специальных, строго засекреченных подразделений со странными названиями RD/НИОКР.

Да, «враг» не догадается, чем там занимается ваш отдел исследований и разработок, – но знают ли «свои»? Вряд ли – а ведь каждый «свой» мог бы внести в это дело свой вклад, поделиться свежим взглядом.

Речь не идет о том, на что маркетинговая теория давно наложила запрет, – об организации фокус-групп по новым продуктам из собственных сотрудников. Этим как раз напрасно увлекаются многие.

Предлагаем направить энергию талантов, работающих под вашим началом и рядом с вами, – а в первую очередь вашего собственного – в гораздо более продуктивное русло.

Определите, насколько эффективно вы используете доступный вам инновационный потенциал. Задайте следующие вопросы себе и коллегам. В идеале 100% сотрудников вашей компании должны дать содержательные неотрицательные ответы на каждый из вопросов (воплощение идеала есть – например, Whirlpool):

Shrek but every time he takes a STEP it gets 5% faster


  • Какие у вас есть средства и возможности, чтобы быть бизнес-инноватором? Какое обучение вы прошли? Какие инструменты вам доступны?
  • У вас есть коуч/наставник по инновациям, к которому вы могли б обратиться? Есть ли эксперт по инновациям, который поможет вам проработать вашу прорывную идею?
  • Насколько легко вы можете получить доступ к фондам финансирования экспериментальных разработок? Сколько вам потребуется времени, чтобы получить несколько тысяч долларов на финансирование нового проекта? Как мало бюрократических уровней вам придется при этом преодолеть?
  • Входит ли инновационная деятельность в вашу должностную инструкцию? Зависит ли оплата вашего труда от вашей деятельности в области инноваций?
  • Организована ли работа административного аппарата вашей компании (руководства, финансовых, маркетинговых, HR-служб и т.д.) так, чтобы способствовать вашей инноваторской активности?

«Тяжелый случай» – ни вы, ни коллеги «не угадали ни одной буквы»? Задайте вопросы, которые покажут принципиальную готовность к инновациям:

  • Что вдохновляет вас каждый день идти на работу?
  • Когда вы последний раз предлагали начальству новую идею? Какова была реакция?
  • Если бы у вас была возможность руководить вашей компанией хотя бы день, что бы вы изменили и почему?
  • Если бы вы могли получить отпуск на несколько месяцев или даже лет (sabbatical), на что бы вы его потратили, и почему именно на это?
  • Если бы вы могли выбрать себе любого работодателя, в какой компании вы бы работали и почему?
  • Если бы вы создали свой бизнес, чем бы вы занимались, и как бы вы управляли своей компанией?

Не забывайте, что инновации – это не только новые продукты, на которых специализируется ваша компания. Инновации могут быть в менеджменте, в организации труда, в цепочке поставок, в сервисе – считается все.

Например, одна высокотехнологичная компания опубликовала в интранете ожидания своих акционеров от каждого из управленцев, те, в свою очередь, – ожидания от каждого из своих сотрудников. Это можно рассматривать как HR-инновацию, содержащую и элемент самоорганизации, и элемент взаимоконтроля.

Практикуйте глобальное видение. Инновационный процесс – сквозной, он охватывает всю организацию, и здесь нужно отказаться от восприятия ситуации только в рамках собственного подразделения, от разграничения коллег на «нас» и «их».

Отчуждение между подразделениями вредит бизнесу в целом, но для инноваций оно особенно губительно. Смотрите на ситуацию с позиции компании в целом, а не только вашего и, может быть, соседнего рабочего стола.

Многие компании уже создают электронные внутрикорпоративные базы данных и «доски объявлений», используя для этого разные технические инструменты, от общих сетевых дисков и папок до интранета. Используйте такую систему управления знаниями не только как хранилище разнообразной информации, но и как систему совместной работы над документами, проектами, идеями.

Инновации требуют от нас в какой-то мере стать детьми – то есть отказаться от привычных представлений, правил и запретов. Не успокаивайтесь на том, что все «и так худо-бедно работает».

Каждый раз спрашивайте себя: как можно достичь этой цели по-другому? На какой-то раз вы найдете инновационное решение, которое перевернет традиции и, при должной обработке, выведет вашу компанию на новый уровень развития.

Вы, конечно, можете спросить – зачем все это лично вам? Все очень просто: ваши инновации повышают вам настроение, и это доказанный факт!

При подготовке публикации использованы материалы Harvard Business School

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: