Интернет как палач

Традиционный бизнес упал, отжался и теперь ждет, когда, наконец, закончится экономический кризис.

Но за туманом всеобщих неурядиц скрывается кризис самого традиционного бизнеса.

Недавно выбирал себе ноутбук и в очередной раз обнаружил две вещи. Во-первых, цены в традиционных магазинах типа «М.Видео» и «Техносила» завышены, а, во-вторых, в крупных сетях просто отсутствуют самые лучшие модели — по соотношению «цена-качество».

Сети неторопливы. Тут уж рад купить в офлайне, но придется заказывать в небольшом интернет-магазине, где модель самая новая, цена низкая, гарантия от производителя ровно такая же и нужный цвет есть.

А если нет, пара кликов – и ты в другой торговой точке.

Другой пример. Случайно выбранный телевизор в магазине одной крупной сети стоит 55990 рублей, в онлайн-магазине той же сети — 49990 рублей, там же при оплате банковской картой — 47490 рублей, а в другом интернет-магазине — 38800 (!) рублей.

Полная, абсолютная неконкурентоспособность традиционного бизнеса в лице магазина бытовой техники.

Для открытия интернет-магазина, торгующего техникой, особых вложений не надо. И текущие затраты низки: торговцы априори могут поддерживать минимальные цены, в отличие от сетей с серьезными постоянными издержками.

Маленьким игрокам из интернета не нужно арендовать магазины и офис, обеспечивать сложную логистику, держать дорогих топ-менеджеров и много дешевого персонала. Цены ниже, и доля покупок техники через интернет будет расти.

Далеко не все офлайн-магазины при таком раскладе останутся в плюсе.

Другой традиционный бизнес – бумажные СМИ. Спад интереса к ним во всем мире идет давно, и издатели видят выход в покорении электрических пространств интернета.

Однако никто не объяснил значимому числу читателей, что информация там стоит того, чтобы за нее платить. Классическое СМИ привыкло получать доходы, как от продаж (розничных или подписных), так и от рекламы.

Но в интернете оно превращается в цаплю, стоящую на одной, рекламной ноге. Конечно, предпринимаются попытки приучить читателей к платной информации, но сделать это довольно сложно.

Палач и жертва


Чтобы продаваться, информация должна быть жутко уникальной. Новость, даже эксклюзивная, уникальной информацией не считается, так как событие не может принадлежать какому-то СМИ. Бонусом для добывшего эксклюзив выступает народное признание.

Ограничений на бесплатное распространение важных новостей нет, значит, платить за них нет смысла, если вы не торгуете на бирже, когда критичны секунды для принятия грамотного решения. Да и там новостные ленты входят в пакет, предлагаемый брокерами.

СМИ, конечно, пытаются зарабатывать на продаже контента, но больших успехов тут нет. Пока прощупывание почвы.

Британский The Economist с 13 октября закрыл доступ к текстам более чем годовой давности и обещает «soon» сократить этот срок до 90 дней. Очень осторожно. Как массово убедить людей платить за контент, когда кругом полно бесплатной, а местами и качественной информации?

Задача может оказаться для отрасли непосильной. Даже в бумажном сегменте все больше бесплатных СМИ. Предприниматель Александр Лебедев, контролирующий Национальный резервный банк, например, с этой недели перевел свою лондонскую газету Evening Standard на бесплатный режим.

Не от хороших продаж.

Издатели делают ставку на рекламу не только на бумаге, но и в интернете. Благо позитивные сигналы подает англосаксонский мир. В той же Великобритании в этом году, по данным Interactive Advertising Bureau, интернет-реклама опередила по сборам телевизионную.

За полугодие сборы ставили 1,75 млрд фунтов стерлингов. Есть за что побороться.

Под угрозой интернета и традиционный финансовый бизнес. Я уже забыл, когда последний раз ходил в банк, чтобы провести платеж.

Крупные суммы перевожу через интернет-банкинг, мелкие (вроде пополнения счета за телефон) – за несколько секунд с помощью электронных денег.

Как и в случае с бытовой техникой, интернет обостряет конкурентную борьбу. Ближайшему банку не удастся привлечь мой депозит под 10% годовых; я лучше залезу в интернет и за пять минут найду предложения со ставкой в 16-18%.

Мне не нужно обходить десять магазинов, чтобы сравнить цены на холодильник, я просто пробиваю нужную мне модель в интернете – и получаю лучшее предложение. Представьте, что педантично выбирать станут не единицы, а большинство потребителей.

Это не так утопично, как кажется. Многим бизнесам придется разориться, если клиенты станут по-настоящему максимизировать свою пользу.

Никакие маркетинговые уловки не помогут.

Скажу пафосно, но с развитием интернета, по сути, произошла либеральная революция. Информация для принятия лучших решений теперь у нас на кончиках пальцев.

Конечно, это не на руку бизнесу, привыкшему зарабатывать на невысокой грамотности клиентов.

Думаю, это хорошо. Рынок – король, пусть разорится хозяин крупной розничной сети, торгующей техникой, зато десятки молодых парней будут работать не у него в торговом зале, а откроют свои маленькие бизнесы и смогут заработать себе на хлеб с маслом (возможно, и с икрой), предлагая клиентам более привлекательные условия через те же интернет-магазины.

Вход в бизнес упростился, значит, у каждого есть шанс разбогатеть.

Получится, правда, не у многих.

Наиболее подходящая Вам статья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: