Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. В РФ установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ).
Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. В настоящее время зачастую используется более политкорректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов. Посмотрим, как законодатель защищает эту особую группу населения.
I. Взгляд снаружи
От четверти до половины работодателей непосредственно обслуживают население. К таким, естественно, не относятся производственные комплексы, закрытые предприятия.
Речь идет о магазинах, предприятиях сферы услуг, «офисных» организациях, органах власти и управления и т. д. Все они непосредственно контактируют с гражданами, в том числе на рабочих местах своих сотрудников. В числе граждан имеются и инвалиды.
Какие требования предъявляет законодатель к обеспечению доступности организаций вышеуказанных сфер деятельности для обеспечения доступности их для инвалидов?
1.1. Требования законодательства к обеспечению доступа инвалидов к инфраструктуре
Требования, нацеленные на обеспечение доступности объекта инфраструктуры для инвалидов, касаются:
1) Благоустройства прилегающей территории и путей движения, которые должны быть спроектированы и созданы с учетом определенных строительных норм и правил, предусматривающих создание дорожек определенной ширины, с определенным уклоном, высотой поребрика и прочими требованиями, обеспечивающими свободное передвижение инвалида-колясочника, а также возможность доступа для инвалидов с ограниченным слухом и зрением.
Отношение девушек к инвалидам / Picking up girls on a wheelchair social experiment
2) Устройства дверей, лестниц, поручней, пандуса и даже уборных для посетителей-инвалидов. Следует отметить, что тяжелее всего перепроектировать лестничные марши, пролеты под новые требования, а также обустроить пандус в здании с высоким, но небольшим по площади крыльцом.
Исключения и другие варианты обеспечения доступа, конечно, тоже можно найти, что и предпринимается большинством предприятий, непосредственно обслуживающих население.
3) Прочие требования касаются установления ширины проходов в магазинах не менее чем в минимально утвержденном размере (не менее 0,9 м), габаритов кабины лифта, ширины балконов и пр.
Все это предусмотрено нормативными актами и техническими нормами, действующими в РФ:
- КоАП РФ: ст. ст. 5.43, 9.13, 9.14, 11.24.
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 15, 16.
- Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
- Постановление Правительства Саратовской области от 07.03.2007 г. № 105-П «Об уполномоченном органе исполнительной власти области».
- СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Госстрой России, М., 2001 год.
- СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».
- СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».
- СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
- СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
- Изменение № 3 СНИП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (введен в действие с 01.03.1999 года).
Ответственность Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 9.13 КоАП РФ).